Найдена еще одна «сормовичка»

По словам исследователя, поиск лодки занял несколько дней. Группа на корабле РК-311 обследовала участки водных минных заграждений времен Второй мировой войны и с помощью гидролокатора обнаружила на дне крупный металлический объект. Направившиеся к нему водолазы смогли определить, что это лодка С-9, затонувшая 70 лет назад при возвращении из похода.

Лодка С-9 была заложена 26 июня 1936 года на заводе № 112 («Красное Сормово») под стапельным номером 241 и литерным обозначением Н-9. 20 апреля 1938 года субмарина была спущена на воду и 19 декабря 1940 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

С-9 называют лодкой третьего эшелона. Она начала действовать на коммуникациях противника в Балтийском море с 15 сентября 1942 года.

19 сентября лодка обнаружила два финских сторожевых катера, и вахтенный офицер решил таранить их. Катера сумели уйти от столкновения. Ситуация сложилась критическая. Катера начали охоту за лодкой. К счастью, несколько глубинных бомб, сброшенных преследователями, взорвались далеко за кормой. Лодка ушла от погони.

На восьмой день крейсерства у маяка Норршер лодка атаковала конвой. Через 13 секунд после выпуска торпеды на субмарине ощутили взрыв большой силы. При погружении С-9 была таранена транспортом, шедшим вторым в колонне. От удара пострадала рубка лодки, но подводники с боевой позиции не ушли. Через час они наблюдали горящий танкер «Миттельмеер», перевозивший бензин для нужд 5-го воздушного флота. Подумав, что с танкером покончено, командир лодки отдает приказ на выход из района боя. Но, как оказалось, танкер был лишь поврежден и отбуксирован в ближайший порт.

Через день новая атака. На этот раз германского парохода «Хернум». Выпущенная торпеда прошла за кормой у вражеского судна. Быстро вечерело. Стрелять второй торпедой уже не имело смысла, и подводники решают расстрелять пароход из пушки. Комендоры с третьего залпа накрывают пароход. Семнадцать снарядов впились в борт вражеского транспорта.

Попадала лодка и в особо критические ситуации. Вот как описывает одну из них в своих мемуарах подводник капитан I ранга Петр Денисович Грищенко:

«…Для перезарядки торпедных аппаратов лодка перешла к шведскому берегу. При погружении на голову командира корабля капитан-лейтенанта Мыльникова, спускавшегося по трапу вниз — в боевую рубку, неожиданно хлынула вода. Нижний рубочный люк тоже был открыт, и вода сверху устремилась в центральный пост. Залив отсек до жилой палубы, вода пошла во второй аккумуляторный отсек, вызвав выделение хлора. К счастью, инженеру-механику удалось захлопнуть нижний рубочный люк. Поступление воды прекратилось. Лодка с дифферентом на нос упала на грунт. Глубина 52 метра.

Командир пятой боевой части инженер-капитан-лейтенант Г. Сафонов, оценив, сколь опасна ситуация, мгновенно скомандовал: «Продуть главный балласт!»

Когда С-9 всплыла, а из рубок спустили воду и открыли нижний рубочный люк, там обнаружили Мыльникова и еще четырех человек. Помощь пришла, когда группа, застигнутая бедой в рубке, уже меньше всего надеялась на спасение. В затопленной рубке воздушная подушка катастрофически уменьшалась, вода подходила уже к самому горлу. При осмотре верхнего рубочного люка оказалось, что на его комингс попала металлическая планка стопора поврежденной радиоантенны.

…Через пять часов после аварии С-9 могла погружаться, но боевые качества ее снизились. Один перископ все же удалось поднять, но опустить его до прихода в базу уже было нельзя. Невзирая на такие повреждения, Мыльников все же продолжал вести боевые действия еще в течение 20 суток».

В свой последний поход для разведки Нарген-Порккалаудского рубежа С-9 вышла 30 июля 1943 года. К этому времени немцы значительно усилили противолодочную оборону в Финском заливе.

Подводники обследовали противолодочные сети и доложили обстановку. Попытка форсирования противолодочной сети окончилась неудачей. Пытаясь прорваться, С-9 выпустила в сторону сетей торпеду, но была замечена и атакована.

В ночь на 12 августа с подводной лодки сообщили о своем возвращении и запросили координаты места встречи с эскортом. Больше С-9 на связь не выходила. Скорее всего, она подорвалась на мине.

На подводной лодке С-9 погибли наши земляки:

НИКОЛАЕВ Георгий Николаевич, 1922 года рождения, краснофлотец. Уроженец города Горького. Проживал: Сормово, ул. Амбулаторная, 13. Призван Сормовским РВК г. Горького.

ТИХОМИРОВ Виктор Петрович, 1923 года рождения, краснофлотец. Уроженец д. Крюково Можайского района Московской области. Призван Автозаводским РВК г. Горького.

КАШИЧКИН Павел Васильевич, 1922 года рождения, краснофлотец. Уроженец д. Сосновки Чернухинского района Горьковской области. Призван Сталинским РВК г. Горького.

ШАЛАЕВ Николай Иванович, 1922 года рождения. Уроженец д.  Константиновки Дальнеконстантиновского района. Призван Сормов-с-ким РВК г. Горького. Награжден медалью «За отвагу».