13.02.2014

Есть ли запас прочности

Первым делом каждое утро Марина Игонина из села Соловьева спешит проведать своих буренок, и пока не убедится, что у нее «все
девчонки в порядке», не успокоится.

Коров у Марины Геннадьевны шесть, но их содержание она вовсе не считает тяжкой обузой. Главное, по ее словам, вовремя летом сена запасти, осенью комбикорм закупить, а уж выйти накормить скотину несложно.

Ухаживать за животными Марина Геннадьевна научилась с детства: и на домашнем подворье, и на работе у матери, которая трудилась дояркой в колхозе.

— Колхоз и для нас был тогда вторым домом, — вспоминает она. — В 12-14 лет мы считались уже «зоотехниками», знали весь процесс доения, кормления, доили самостоятельно.

Настоящим зоотехником моя собеседница так и не стала — работала в детском саду, но коров в хозяйстве держала.

— Очень выручило подворье, когда дочь поступила в институт и пришлось платить за учебу, — рассказывает Марина Геннадьевна. — Были и доход, и молоко на столе. И еще: коровы мои «феноменальные» — приносят в основном телочек, а бычков крайне редко.

Поделилась хозяйка единственным своим огорчением: кроме коровок швицкой породы, есть у нее красавица черно-пестрая, со «звездой» на лбу. Потомство никак не удается в нее: уже и правнучка родилась, да все внешностью не в прабабку. А в остальном претензий нет, молоко отменное. Его охотно разбирают семьи с детьми, покупают предприниматели, которые занимаются молочным производством. Летом полезный деревенский продукт пользуется спросом у дачников.

С наличием пастухов в Соловьеве дела обстоят ничуть не лучше, чем в других местах, но владельцы животных договорились пасти стадо в 40 голов поочередно. Марина Геннадьевна и здесь находит положительную сторону — оптимизма ей не занимать:

— На природе так хорошо, побудешь на солнце — будто с юга приехала! Правда, летом сложнее, пасти приходится с 6 до 20 часов, но мы меняемся.

Пожалуй, наличие коров уже можно расценивать как своеобразный «запас прочности» села или деревни. Из Соловьева жители не разъезжаются, и на старой улице, где живет Марина Игонина, из 75 жилых домов лишь три занимают дачники. На этой же улице, совсем рядом, живет со своей семьей и Екатерина Сергеева, ее дочь. Тоже держит хозяйство. Догадаетесь, что ей заботливая мать подарила на новоселье? Трех коров!

Государство помоглоДочерью Марина Геннадьевна довольна: выучилась на экономиста, но из деревни не уехала. И хотя работает не по специальности — зоотехником, работа ей очень нравится. И замуж вышла за местного. Зять работает инженером в хозяйстве «Соловьевское», учится на последнем курсе института. Двое детишек у них. И радостно, что дом они построили основательный, со всеми удобствами, с большим подворьем.

— Дочка вступила в программу «Социальное развитие села», и мы начали строить дом, — делится моя собеседница. — Неплохую получили помощь от государства — живи и развивайся! Да и нас, старшее поколение, сейчас ни в чем не ущемляют: хочешь — сельским хозяйством занимайся, хочешь — торгуй.

Двор на букву «К» — На моем дворе все на букву «К», — улыбается Марина Геннадьевна. — Коровы, куры, кролик был — детям для забавы. Коза и козлик — они вроде и не нужны, но что без них за двор? Вот и держу их «для интерьера». Пристала собачка, и тоже на букву «к» — кобелек. А зовут его Мальчик. Хороший, видимо, от охотников отбился. И кошки, конечно.

Кошек у нее восемь, и все, как говорит хозяйка, «с тяжелой жизненной ситуацией». Сюда, на окраину села, их нередко привозят и выбрасывают. Вот и отправляются они в ближайший дом, будто чувствуют, что найдут здесь доброе сердце. Пообжившись, назубок запоминают расписание доения коровушек-кормилиц.

— Попробуй я им еду не дать во-время, они же мне проходу не дадут, — смеется заботливая хозяйка.

Не нужен клад,
если на сердце лад
— В деревне природу тоньше ощущаешь, — говорит моя собеседница. — Я по будильнику никогда не встаю, время и так чувствую. Живем мы в гармонии с природой: солнце встало — и мы встали, пошли работать. В дождь отдыхаем. Солнце зашло — ложимся спать.

В этом простом и понятном мире Марина Геннадьевна своя. А вот город, по ее признанию, не любит, теряется в нем.

— У нас здесь тихо, мирно. Все здороваются друг с другом. Мы в деревне все как одна большая семья. А цивилизация, — добавляет, — и к нам пришла. Есть газ, отопление от котла. Хлеб печет хлебопечка, кашу варит мультиварка, молоко топит газовая плита.

По субботам, пока топится банька, она читает нашу газету. Особенно ее интересует, как справляются со своим хозяйством такие же, как она, сельские труженицы. Важным считает прогноз погоды, ведь от ее «поведения» зависит урожай.

На своем огороде хозяйка отказалась от особо капризных овощей, выращивает картофель, землянику и на любом свободном местечке сеет кабачки на корм животным. Несмотря на занятость, разводит много цветов. Красота и в доме — все окна заняты цветами. Тепло и уютно.

Заходят на огонек к Марине Геннадьевне ее соседки — душевно поговорить, чайку попить. Бывает, заметет снегом село, а между их домами все виднеется тропочка…

Елена МАТРОСОВА.

Княгининский район.