Расстрелянная доброта
За несколько месяцев до трагического выстрела в московской школе № 263 Андрей Кириллов на своей страничке «В контакте» заглавными буквами написал: «ХОЧУ НА РОДИНУ!» Это был крик души учителя, измученного московской суетой, столичными нравами и вечными школьными хлопотами…А дальше был обычный учебный год. И длинная напряженная третья четверть. И тяжелый день понедельник 3 февраля, казалось бы, самый обычный…
История
с географией
То, что случилось в этот день в рядовой московской школе, трудно понять человеку разумному, да и просто психически здоровому. Старшеклассник, отличник Сережа Гордеев вошел в родную школу не с тетрадками и книжками, а с винтовкой и охотничьим карабином, украденными из сейфа у отца. Будто участник кинобоевика под угрозой оружия заставил охранника пропустить его в класс, где устроил настоящую бойню.
В это время в его родном 10А шел урок географии. У доски бывший классный руководитель парня 30-летний Андрей Кириллов. Гордеев стреляет в живот учителю, и пока тот корчится от боли, хладнокровно спрашивает: «Жив еще?», после чего, не обращая внимания на крики одноклассников, добивает педагога выстрелом в голову. Довершив убийство, подросток берет в заложники весь свой класс. Прибывшего в школу сотрудника вневедомственной охраны прапорщика Сергея Бушуева мальчишка также убивает выстрелом в живот. После прибытия полиции Гордеев вновь пускает в ход свой арсенал, открыв огонь из окна по полицейским. Тяжелое ранение получает полицейский Владимир Крохин…
Класс в ужасе, девчонки плачут, а возбужденный Сергей Гордеев ходит с винтовкой между рядами, каждый раз спокойно проходя мимо застреленного им учителя. Только отцу подростка, хоть и не сразу, удается уговорить его отпустить одноклассников, превращенных в заложники. Через некоторое время отец же и задерживает сына-убийцу, сдав его полицейским, уже готовящимся открыть огонь на поражение по малолетнему террористу.
Школа и школьный двор опустели. Но ненадолго. Уже вскоре во дворе вырос собственноручно возведенный учениками и учителями мемориал погибшему учителю географии Андрею Кириллову. Около него цветы, свечи.
Он не мог измениться
Погибший на своем боевом посту педагог Андрей Кириллов – наш земляк из села Вад. Сегодня высказывают множество версий, в которых стараются обвинить учителя, выставить его виновником школьной бойни, учиненной его учеником. «Так могут говорить только те, кто не знал Андрея лично», – в один голос говорят друзья, однокурсники по Арзамасскому пединституту, преподаватели Кириллова. По их словам, Андрей был не просто неконфликтным парнем, а даже чересчур мягким и добрым. Представить себе, что он довел хоть кого-то до приступа злости, не может ни один из знакомых. После случившейся трагедии друзья постарались разыскать все фотографии, где запечатлен Андрей, и ни один не сумел найти снимок, где бы Кириллов не улыбался. Именно доброту парня все называют его главной чертой. Именно поэтому он и стал учителем, чтобы нести добро в мир детей, которых очень любил.
– Мы с Андреем дружили еще в школе, даже сидели рядом – он за первой партой, а я сразу за ним, – рассказывает учительница Вадской школы Антонина Сергиенко. – Когда я сказала, что учиться пойду в Арзамасский пединститут на географа, он сказал: «Тогда я тоже с тобой». И так мы с ним в одной группе все 5 лет и проучились, да и после института дружили. Иной раз думаешь: «Все плохо, вокруг одни проблемы, во всем мире кошмар… но есть Андрюша!» И так думали многие. Он одним только своим существованием мог примирить с миром всех. К нему даже специально шли, чтобы как-то успокоиться. Он отдавал себя полностью друзьям.
Антонина даже сразу не поверила, когда узнала о такой страшной гибели друга. Настолько не вязался его характер с теми нелепыми обвинениями, которыми парня наградили защитники «стрелка». У Андрея никогда даже не было обидного прозвища. Никому и в голову не приходило его поддразнивать. Он был просто «неестественно добрый». И поверить, что за эти годы Кириллов смог ожесточиться, для Тони невозможно.
– Андрей из тех учеников, кто навсегда остается в памяти учителя, – говорит Елена Червякова, преподававшая Кириллову русский язык и литературу. – Мы с ним подружились. В 11‑м классе он спросил: «Что мне выбрать – педагогику или медицину?» Я предложила ему выбирать самому. И когда узнала, что он склонился к пединституту, была рада. Отрадно было слышать, что учеба в вузе у него идет хорошо, и армейская служба складывается, и работа в столице. Мы знали, что он зарекомендовал себя грамотным педагогом. Такого, как Андрей, было невозможно не любить.
Во вторник каждый урок в классах Елена Павловна начинала с минуты молчания. Рассказывала детям об Андрее, о трудной работе педагога. Ребята о многом задумались.
По воспоминаниям учителей, Андрей был скромнее других учеников, не любил шумных мероприятий. Но при этом никогда не был одинок. Его никогда никто не отталкивал. Кириллов легко вливался в новый коллектив.
– Трудно представить, что Андрей дал повод для конфликта и нападения, – уверяет Червякова. – Это какая-то дикая случайность, даже отморозок не мог бы найти повод, чтобы поднять руку на Андрея. Все доброе, что говорили потом ученики и родители, я поддерживаю, именно такого Андрея мы знали. Он не мог измениться.
Вел себя
как мужчина
Студенческая жизнь легко приняла Андрея. Он и в вузе был душой коллектива. Быстро стал старостой общежития и участвовал во всех общественных мероприятиях. Преподаватели особенно отмечали его целеустремленность.
– Сразу чувствовалось, что этот парень сознательно получал профессию, – вспоминает преподаватель естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ имени Лобачевского (в прошлом Арзамасского пединститута) Валерий Шемонаев. – Студенты ведь разные, а он явно пришел не за дипломом, а за знаниями. Андрей мечтал быть настоящим учителем. У него глаза блестели, когда уходил на педпрактику в свою родную Вадскую школу, ему хотелось стать педагогом. Результаты практик у него отличные. Во время учебы ни от чего не отлынивал. Участвовал в научных конференциях. Его разработки по внеклассной работе на уроках географии я до сих пор использую в преподавании этого курса. Андрея наука всерьез интересовала, и он мог бы достичь на этом поприще многого.
Сергей Пяткин, во время учебы Андрея бывший проректором по воспитательной работе, вспоминает нравственный стержень своего студента:
– Его отличала от других какая-то особая ответственность, касалось ли это учебы или общественной жизни. Кириллов был по характеру мягким человеком, но всегда вел себя как мужчина. По окончании института, когда пришла пора служить в армии, ему и в голову не пришло укрываться от службы. Он сознательно пошел в Вооруженные силы, отправившись в войска уже на четвертый день после вручения диплома.
Охранники проблемы не решат
Одним нажатием на курок Сергей Гордеев перечеркнул жизнь подающего надежды педагога, светлого и доброго человека. В обществе уже звучат призывы пожалеть подростка, у которого просто случился нервный срыв. Однако хладнокровие, а скорее даже садизм, с которым он совершал убийство, заставляют усомниться в столь простом объяснении.
– Впору говорить о потере в обществе нравственных ориентиров, – продолжает Сергей Пяткин. – Сегодняшние дети уже не понимают, где заканчивается виртуальный мир и начинается реальный. Они смотрят на мир сквозь призму компьютерных стрелялок и кинобоевиков, где все позволено. Привыкнув к убийству на экране, они уже не способны понять последствия такого поведения в жизни. Убийство стало фоном обыденной жизни. Понимал ли Гордеев, что с ним будет после выстрела? Мы вынуждены констатировать, что выросло поколение, воспитанное «Бригадой».
Впрочем, извечный конфликт ученика и учителя возник не вчера и даже не с появлением недоброй памяти «Бригады». Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» вышел на экраны в 1980‑х, повесть о подростках «42 с половиной» издана в 1970‑х, да и Паустовский написал свою автобиографическую повесть «Далекие годы» еще до революции. Но во всех этих случаях ученики еще не стреляли в учителей.
Сейчас общество, как всегда с опозданием, начинает задаваться извечными вопросами «кто виноват?» и «что делать?». Чиновники требуют усилить и без того драконовские меры безопасности в школах. Но учителя в один голос говорят, что ни охранники, ни турникеты, ни металлоискатели проблемы не решат.
По выводам, которые можно сделать из сообщений СМИ, проблема лежит глубже – в семье. Семья Гордеевых глубоко больна. Родители переложили воспитание сына на бабушку, а после трагедии и вовсе исключили его из жизни. Их даже не было рядом с сыном на суде. Да и парень поставил перед следователями условие увидеть не родителей, а учительницу по русскому языку…
Но многие ли дети могут с радостью рассказать о своей дружной семье? Родители перестали говорить по душам со своими детьми. Юные нигилисты (а подросток по умолчанию – нигилист) предоставлены сами себе, улице и компьютеру, ставшему главным советчиком юношества.
Выясняется, что отец отдал Сережу Гордеева в секцию боевого самбо, научил парня стрелять, но не научил дружить. У подростка не было рядом близкого человека. В мире подростков «личная крутизна» стала цениться гораздо выше равноправия и дружбы.
«Если на сцене висит ружье, оно обязательно выстрелит». Сегодня на сцене нашей жизни ружье висит. Это наше равнодушие. Может быть, еще не поздно все изменить…
Александр КУРИКОВ.
P. S. Учителя Андрея Кириллова и прапорщика полиции Сергея Бушуева посмертно наградили орденами Мужества.
Прямая речьЧто общего между Гагином и Москвой
Нет человека, которого не потрясла трагедия в Москве. А случиться она могла и может в любом городе, поселке, деревне. И понятно, что не ребенок виноват, а мы, взрослые.
Во многих домах открыто хранится оружие. Жестокость, кровь с экранов телевизоров льются потоком. Компьютерные игры — в основном стрелялки, погони. Это с одной стороны.
С другой — безнравственность, отсутствие воспитания. Хорошие книги дети теперь не читают, и в школе этого не требуют. Учителя на детей в школе кричат, оскорбляют их (ваши дети на это не жалуются или вы сами не были тому свидетелями?). Многие родители, кроме как матом, с родными детьми не разговаривают. Клубы, кружки, общественные детские организации не работают, особенно это касается сельской местности.
Когда я услышала о московском расстреле, почему-то сразу вспомнилась недавняя публикация в вашей газете, как в одной из деревень Гагинского района материалы школьного музея, долго и бережно собираемые, оказались на помойке. Благодаря вот таким косным людям, принявшим решение о ликвидации музейной коллекции, и случаются трагедии сродни московской. Подросток — человек на перепутье, ему нужны ориентиры, нужны корни, за которые можно держаться. А эти корни «умные» люди подрезают.
Где Москва, а где Гагино… Но оба факта — звенья одной цепи. Если мы не будем воспитывать в детях патриотизм, уважение к ближнему, доброту, будем учить не созиданию, а разрушению, трагедии, подобные московской, повторятся.
Ирина ЧЕЛИКОВА.
Борский округ. Раньше агрессии
не было
В школе не было такой агрессии среди учащихся. Не требовались ни охрана в школе, ни турникеты, ни «тревожная» кнопка — никому бы в голову не пришло прийти в класс с оружием. Если в школе стреляют, мир сошел с ума. Думаю, нужно искать причину глубже: что сегодня смотрят дети по телевидению, где и как проводят свободное время? Страшная трагедия. Здесь явно нарушение психики у старшеклассника. К сожалению, таким его воспитало общество, виноваты все — и родители, и учителя, он ребенок.
Галина ТЮРИНА.