Радость в наследство
Из города — в деревню
Если бы в молодости нижегородке Светлане Лазаревой сказали, что она будет многодетной мамой, скорее всего, восприняла бы это как шутку.
Получив профессию, устроилась на автозавод, где познакомилась с будущим мужем. Александр работал в этом же цехе. Вскоре в их семье появилась дочка. Молодая мама была на седьмом небе от счастья. Через год в день рождения Танечки она подарила мужу сына Сережу. А потом практически друг за другом — Саша, Андрей, Ян, Алена, Лиза, Дима.
Последних двоих она родила уже в Сосновском районе.
— Когда я впервые приехала в Бараново, мне здесь все безумно понравилось — приветливые люди, чистый воздух, не могли надышаться после загазованного города.
Вместе с ними в деревню переехала и двоюродная сестра Светланы с дочкой. И поселилась по соседству. Спустя некоторое время Елена перешла к Лазаревым — не по силам было одной делать ремонт в старом доме.
— Не могла оставить ее одну в беде, — признается Светлана Юрьевна. — Нас много, вместе легче справиться с трудностями.
Супруги работали в местном совхозе. Завели поросят, семья большая, приходилось крутиться.
Однако вскоре Александр был вынужден уйти с работы по состоянию здоровья, начал заниматься ремонтом обуви на дому. Обучил и жену. Когда он заболел, она заменила его. Подшивать сапоги научилась не хуже любого мастера и заплатки аккуратно ставила. Кто мог подумать, что это ремесло впоследствии станет ее дополнительным заработком?
Не ради наживы
Вечером в небольшом доме Лазаревых негде было яблоку упасть — приходили друзья детей, играли, что-то мастерили. Чаще других гостила подруга одной из дочерей — Таня. Позднее она стала приводить своего брата Юру. Ребята росли в неблагополучной семье. Недоедали, не видели родительской заботы и ласки. Зато у новых друзей нашли то, чего так не хватало дома. Неудивительно, что уходить отсюда им не хотелось. А их никто и не гнал. Впрочем, никто и не искал. Когда родная мать одумалась и пыталась уговорить вернуться, дети наотрез отказались: они наконец обрели настоящую семью.
Не все односельчане одобрительно отнеслись к пополнению в семье Лазаревых.
— Некоторые посчитали, что мы приютили детей ради наживы, звонили, высказывали в глаза, — вздыхает Светлана Юрьевна. — Обидно было это слышать. Из органов опеки не раз интересовались, почему дети живут не с родной матерью. Я всем объясняла, что нам не надо денег, пусть просто остаются с нами. Приезжайте, посмотрите, какие у нас условия. Ну а потом нам предложили взять опекунство.
В ту пору приемной дочери исполнилось 14 лет, ее брату — 10.
— Мы не делили детей на чужих и своих — у нас все свои, — улыбается Светлана.
К этому времени они уже купили просторный дом в четыре комнаты — помогла свекровь. Прежде большое семейство ютилось всего в двух комнатах.
Глава семьи лишь несколько месяцев прожил в новом доме, вот уже полтора года, как его не стало. Ремонт пришлось делать повзрослевшим сыновьям. Сами заменяли электропроводку и отопление, настилали полы. Бараново пока не газифицировано, жилье Лазаревы отапливают дровами. Как и все земляки, надеются, что скоро в деревню придет газ.
Друг за друга
горой
В комнатах уютно — красивые обои, добротная мебель, большой телевизор и компьютер, кухня, оборудованная на современный лад. Я обратила внимание на иконы. Светлана объяснила, что семья верующая, часто ездят в храм в Сосновское.
— Вот эту икону Богородицы вышила бисером Таня, — показывала она.
Юра, кстати, тоже хорошо вышивает и умеет вязать. Лиза и Алена занимаются резьбой по дереву в школьном кружке, неплохо учатся.
Старшие сыновья работают сварщиками по изготовлению художественной ковки. Самоучки, сказались отцовские гены. И непьющие, тоже в отца. Юра, глядя на братьев, тоже загорелся освоить ковку.
Ребята стараются помочь матери и тете в домашних делах, радуют их своими поделками. В день рождения мамы Татьяна подарила ей рамку для фотографии, а Алена — красивую шкатулку, тоже сделанную своими руками.
— Наши дети добрые и послушные, не капризные, не избалованные, и главное — очень дружные, — улыбается мать.
Это мы заметили сразу, глядя на сидящих в обнимку сестер, пообщавшись с рассудительными старшими братьями.
Непринужденный разговор то и дело прерывался шутками и взрывами смеха, особенно когда появился трехлетний Артем и начал задавать серьезные вопросы. Малыш — всеобщий любимец, сын дочери Татьяны. У них своя комната, вся в игрушках.
У сына Сергея тоже своя семья — жена Елена и трехмесячная дочка.
— Лене с Сережей в сельсовете пообещали квартиру, но когда они приехали в районное КУМИ, там сказали, что эту квартиру уже отдали другим, — добавляет Светлана Юрьевна. — Предложили другую, но надо много средств, чтобы привести ее в порядок.
Второй снохе, Лере, всего 16 лет. Мы поначалу думали, что это подружка сестер. Оказалось, жена Андрея. И мама новорожденного сынишки.
— Еще одна дочка у меня появилась, — говорит Светлана Лазарева. — Им есть куда идти — не хотят. Здесь и за малышом присмотрим, и советом поможем. Нам всем вместе неплохо живется. К лету забор будем менять и баню строить, планируем сарай переделать — он холодный, сложно держать коз. Хочется снова поросят завести, чтобы свое мясо было.
Думаю, Светлане живется нелегко. Наверняка и денег не хватает, и какие-то недуги мучают, и отягощает постоянная теснота, но посмотрите на нее — сплошной позитив. Молодец! И вспомнились слова одной сельчанки, которая, показав нам дорогу к дому Лазаревых, язвительно обронила: мол, что им не жить, за приемных детей государство хорошо платит.
Увы, любим мы позлословить, забывая один из главных библейских постулатов: «Не суди, да не судим будешь». Вырастить в наше время столько детей — это уже подвиг. А вырастить их достойными — подвиг вдвойне. И деньги тут ни при чем.
Светлана ГУНДОРОВА.
Сосновский район.