Posted in Семья
28.12.2013

За романом — на такси

В прошлый раз в рубрике «Книгочей» речь шла о книжных магазинах, о том, что в малых городах они превращаются в крошечные отделы в торговых центрах или исчезают вовсе. Сегодня продолжаем разговор о книжном рынке, книгах и чтении.

В Лукоянове книжный магазин работал всегда. И расположен очень удобно — в самом оживленном месте, на центральной площади города. О том, что помогает ему выжить, рассказала заведующая магазином Лидия Краснова.

— Книгу в современной жизни оттесняют на второстепенный план компьютер, Интернет, электронная книга, — говорит она. — Все это отражается на торговле. Поэтому нам непросто работать. Пока трудимся в одном из подразделений райпо.

Лидия Васильевна — потомственный сотрудник районного потребительского общества: ее отец Василий Федорович работал в стройучастке райпо, мама Зинаида Павловна — завскладом общепита.

— У истоков торговли книгами в районе стояла Евдокия Филипповна Кириллова. Анна Степановна Ляпина в свое время передала мне опыт, подготовила к работе и всему научила, — рассказывает заведующая. — Вот и мы трудимся сейчас сплоченным, проверенным и опытным коллективом: со мной работают Елена Седова и Анна Любимцева. Эти люди для меня подарок судьбы.

Книжный магазин получает реальную помощь от райпо: в здании, где он находится, сделали отличный ремонт, недавно провели воду. Работники магазина всегда находят понимание и поддержку у руководителя подразделения райпо Валентины Филипповой.

Торговля книгами — дело особое, специфическое. Ее результаты не измеришь килограммами и тоннами. Бывает, что сотрудники магазина не выполняют план товарооборота. О причинах этого райпо, конечно, спрашивает, но при этом понимает трудности книжной торговли.

— Цены на книги немалые, — продолжает Лидия Васильевна. — Причем очень разные и зависят от книгоиздателя. Небольшая, со скрепкой, стоит 20-60 рублей, а в твердом переплете — от 80 для детей до 350 для взрослых. Подарочные издания доходят и до 1000 рублей.

В торговле главное — оборот, поэтому выручают канцтовары. Их раскупают быстрее. А книга ждет своего читателя недели и даже месяцы. Чаще приобретают книги для детей, особенно познавательные: энциклопедии, справочники. Быстрее всего расходятся детские раскраски, маленькие дешевые книги для чтения.

А у взрослых пользуются популярностью любовные романы. Среди их покупателей много дам преклонного возраста. Одну из них приводит в магазин дочка, другая, ей уже 80 лет, приезжает на такси, покупает книги про любовь и уезжает тоже на такси. Мужчины покупают детективы.

Повысился интерес к православной книге. В магазине под нее отвели отдельную полку.

Но, пожалуй, больше всех любят магазин дети. Для них завозят «вырезалки», закладки, раскраски, анкеты для друзей и другие интересные вещи.

Продавцы стараются, чтобы на полках было все: модное и современное, проверенное старое и самые востребованные книги по итогам книжных выставок и ярмарок. В магазине есть красочно оформленные энциклопедии, исторические книги, издания по рукоделию, кулинарии, цветоводству и т. д. Ассортимент для выбора большой. Работают и по индивидуальным заказам.

— Наш Лукоянов — город интеллигенции, учащихся и студентов, — считает Лидия Краснова. — Только в райцентре три школы и три средних специальных учебных заведения. Помогает нам активная творческая работа наших библиотек. Они постоянно поддерживают интерес к книге, к новинкам, являются нашими соратниками. За это мы благодарны им.

Александр КРЫЛОВ.