Насколько крепок свод законов?
Вроде бы следует занести в абсолютный актив и то, что в 2014 году более миллиона человек будут получать в нашей области социальные пособия, общее число которых — 90. Но, согласитесь, что-то все-таки мешает безоглядно радоваться этому факту.
— Честно говоря, к этому показателю отношусь с определенной долей сомнения, — делится с журналистами председатель Законодательного Собрания. — Не потому, что мы не должны оказывать эту помощь. Речь о другом: когда из 3,3 миллиона человек, проживающих в области, миллион получает разного вида пособия, это для нас некий сигнал. Предстоит решить непростую задачу: чтобы люди были самодостаточными, чтобы они получали какой-то доход, позволяющий им жить комфортно. Хотя понятно, что большую часть от этого миллиона граждан составляют инвалиды, дети-сироты… Незащищенные слои населения — предмет особого нашего внимания.
Мы пережили достаточно острую критику по поводу сохранения индексации всех пособий, — продолжил тему Евгений Лебедев. — Понятно, что это добровольное обязательство области. В первом варианте бюджета индексацию не прошел ряд направлений, но в итоге мы все-таки нашли с правительством компромисс. И на сегодняшний день есть решение о выплате 3,3 процента компенсации по тем пособиям, которые первоначально не планировали индексировать. Думаю, по итогам года мы сохраним тот уровень индексации, который скомпенсирует инфляционные процессы. То есть 3,3 процента — это первый шаг…
Депутаты вместе с правительством на протяжении ряда лет делают и другие шаги в отношении тех же инвалидов, законодательно закрепляя за ними возможность трудоустройства. Так, в 2013 году внесены изменения в закон области «О квотировании рабочих мест». Прежде предоставлять квоты для трудоустройства инвалидов были обязаны руководители предприятий с числом работающих 100 и более. Теперь такая обязанность распространяется и на предприятия, на которых работает от 35 до 100 человек. Это дополнительно даст порядка 6 тысяч рабочих мест. При должном контроле со стороны власти, разумеется.
В 2014 году, как и в предыдущем, приоритетом является повышение заработной платы той категории бюджетников, которые вошли в майский, 2012 года, президентский указ. На эти цели будет направлено более 11 млрд рублей. Безусловно, это не только финансовая ответственность области, должна поступить помощь и из федеральной казны.
На чем
основана
уверенность
«Руководство нашей области не раз заявляло о том, что все социальные обязательства перед жителями, предусмотренные в бюджете 2014 года, будут выполнены. На чем основана эта уверенность?» — спросил корреспондент «ЗН» у председателя регионального парламента.
— Бюджет области непростой, мы входим в 2014 год с определенными заимствованиями, с дефицитом, — ответил Евгений Лебедев. — Будем изыскивать возможности. Во-первых, работать с федеральными органами власти. Во-вторых, привлекать инвесторов, чтобы быть конкурентоспособными. Пусть они развивают экономику, зарабатывают средства и платят налоги в бюджет.
Идет бычок, качается…
Ни дать ни взять, это 131-й Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. Он-то точно не укрепляет свод законов. А уж сколько совещаний в свое время было проведено, чтобы закон получился выверенным, действенным. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли… Нет, не про овраги. Забыли вместе с полномочиями обеспечить муниципалитеты еще и финансами. Дескать, с деньгами каждый сумеет территорию содержать, а вот попробуйте на голодном пайке!
Результат получился столь оглушительным, что до самого президента шум дошел. И когда он на всю страну в своем Послании о бедах местного самоуправления поведал, стало ясно, что дальше по инерции дело не пойдет. А как пойдет?
— Президент страны в своем Послании задал вопросы и сейчас ждет на них ответ, — отметил Евгений Лебедев. — Какими должны быть муниципалитеты, местное самоуправление? Ведь проблема не в том, что в местном самоуправлении работают непрофессионалы. Думаю, что люди там работают достойные, грамотные, умеющие принимать решения, брать ответственность на себя. Другой вопрос, что те полномочия, которыми сегодня наделены муниципалитеты, не подкреплены финансовыми ресурсами. И поэтому им приходится трудиться в достаточно тяжелых условиях.
Попытки как-то отрегулировать ситуацию понятны, — считает председатель Законодательного Собрания. — Вот мы сегодня забираем медицину с муниципального уровня на областной. Безусловно, это очень важное направление жизнедеятельности региона. Мы хотим, чтобы люди были здоровы, жили дольше, чтобы рождаемость повышалась. Но побочный эффект всего этого хорошего в том, что закрываются сельские ФАПы, целые отделения в больницах. Думаю, не всегда учитывается ментальность наших людей. Ведь для российского человека больница — не просто место, где он лечится. Здесь он получает уход, внимание врача. Для него это общение очень важно, особенно если живет один. Мы ставим во главу угла качество, а вот какие-то моральные аспекты уходят. Или возьмите сельский ФАП. У человека палец заболел, он пришел сюда, получил медицинскую помощь. А теперь ему надо ехать на автобусе в район за пятьдесят километров. Думаю, эти процессы как-то помягче должны проходить…
Что касается острой нехватки средств у муниципалитетов, то, вспоминает Евгений Лебедев, в свое время люди, которые рекомендовали принять 131-й Федеральный закон, уверяли, что все будет очень здорово. Потому что, дескать, каждый муниципалитет получит право распоряжаться своей собственностью, продавать землю. А значит, появятся средства, на которые будут развиваться сельские территории.
— Ничего этого не произошло и не могло произойти, потому что для этого не созданы условия, — делает жесткий вывод председатель регионального парламента. — Что такое — будет покупаться земля? Кому она нужна? Только тем, кто хочет на этой земле что-то построить. Но если в этом сельском поселении дорог нет, газа нет, никто туда не пойдет. Все это послужило поводом для внесения изменений в 131-й закон. Но они явно недостаточны для исправления ситуации.
Как рассказал Евгений Лебедев, в 2013 году состоялось совместное заседание ассоциации представительных органов власти и совета местного самоуправления Приволжского федерального округа. Там как раз рассматривались предложения, которые, по мнению участников заседания, необходимо внести в 131-й закон. Было подготовлено более 800 (!) предложений, 200 из которых отправлено президенту страны. Пока реализовано не более сорока.
Если в закон необходимо внести чуть ли не тысячу изменений, не лучше ли принять новый? К примеру, с таким названием: «О финансовом обеспечении полномочий органов местного самоуправления».
Николай РЯЗАНОВ.