17-1-1_06_11
17.02.2011

Волшебные ножницы

– Судьба привела меня в Горький, можно сказать, случайно. Рассорилась по глупости с женихом перед самой свадьбой и назло ему вышла замуж за малознакомого парня из областного центра, переехала туда. Но после рождения дочери муж начал выпивать, приводить домой пьяные компании, – рассказывает Роза Васильевна. – Мы расстались. Пришлось вдвоем с маленькой дочкой выживать…

«Одиночество – стимул для творчества, все искуплено этим одним» – есть такие строчки у горьковской поэтессы Вероники Частиковой. Но может, все дело в молодости и задоре?

«Звездная жизнь»

Роза сдала экзамен на парикмахера в день полета Гагарина в космос. Все вокруг ликовали, и это было добрым знаком.

Начала работать в небольшой парикмахерской. Все схватывала на лету, не боялась экспериментировать.

Через некоторое время стали появляться постоянные клиенты. Перешла в другую парикмахерскую – клиенты двинулись туда. Это было достижением! Коллеги говорили: «Роза, у тебя, наверное, волшебные ножницы…» А она отвечала: «Волшебство в нашей профессии – это смелость и фантазия!»

Молодой парикмахер «дофантазировалась» до того, что к ней стала ходить городская элита: работники обкома партии, облисполкома, их жены и мужья, а еще врачи, ученые, артисты театров, журналисты.

Одним из клиентов оказался известный актер Н. А. Левкоев, работавший в то время в труппе Горьковского театра драмы. А поскольку парикмахер была дружелюбной, а артист – разговорчивым, они подружились.

Через некоторое время Левкоев привел Розу в Театр юного зрителя. Она стала там внештатным работником. Трудилась так старательно (занималась еще и гримом), что театр «выбил» для нее квартиру на улице Горького. Кстати, там ранее жила сестра Татьяны Пельтцер.

В эти самые яркие годы своей жизни Роза познакомилась с народным артистом СССР, профессором Горьковской консерватории, композитором А. А. Касьяновым. С ним тоже завязалась дружба. Роза до сих пор помнит его слова: «Деточка, никому не подражай, иначе не станешь индивидуальностью».

Часто приходила к нашей героине «навести марафет» и народная артистка СССР А. Н. Самарина-Собольщикова. При этом, садясь в кресло, говорила: «Женщина в старости должна с удвоенной энергией следить за собой, чтобы у окружающих не появлялось чувства брезгливости».

Параллельно с завоеванием Горького Роза покоряла Москву, участвуя в престижных профессиональных конкурсах. За время, проведенное в столице, ей довелось делать стрижки и прически даже таким знаменитостям, как Дмитрий Шостакович, Мстислав Ростропович, Игорь Кио.

Все свое ношу с собой

И сколько же всяких историй довелось услышать Розе Васильевне от своих звездных клиентов!

В далекие годы, когда народный артист России Владимир Вихров учился в Горьковском театральном училище, он дружил с Евгением Евстигнеевым. Вихров был страстно влюблен в актрису Нину Славинскую, а она – в Евстигнеева.

На выпускном спектакле «Ромео и Джульетта» Нина прекрасно сыграла главную роль, ею был восхищен приехавший из Москвы режиссер. На банкете после спектакля он предложил юной артистке переехать в столицу. Согласилась, но попросила перевести туда и Евстигнеева. Вдруг произошла какая-то ссора, и Славинская в сердцах побежала поздним вечером домой одна. Случилась беда: на нее напали четверо подонков, сильно избили…

Вихров неотлучно дежурил в больнице сутками и выходил любимую. А у нее произошел такой надлом, что она стала отказываться от главных ролей. Роза Васильевна до сих пор помнит, что сказала ей актриса, придя в парикмахерскую: «Я больше не могу ходить по сцене и говорить чужие слова».

И еще о разных «заморочках» рассказывали Розе артисты и музыканты.

К примеру, эпизод с Ростроповичем. Мстиславу Леопольдовичу очень нравились симпатичные женщины, и, зная об этом, его как-то в далекой молодости решил разыграть Израиль Борисович Гусман, позже возглавивший симфонический оркестр Горьковской филармонии. Позвал в гости и сказал, что будут две очаровательные особы (одна была молодая жена Гусмана, но об этом Ростропович не знал).

Гость пришел и сразу же стал ухаживать именно за ней, а Гусман только посмеивался про себя. Но когда Ростропович принялся нашептывать даме что-то на ушко и попытался нежно обнять, Гусман изрек: «Ой, Мстислав, я ведь совсем забыл сказать тебе, что женился, а это моя жена». Ростропович после немой сцены долго хохотал.

А вот история, связанная с самой Розой Васильевной. Она поехала в Москву на конкурс парикмахеров и готовилась к нему в престижном салоне. В этот салон пришел Иосиф Кобзон и не увидел своего постоянного мастера. Раздосадованный, сухо спросил, кто же его обслужит. «Может, я?» – робко прошептала Роза. Тот оглядел ее с головы до ног и сказал: «Валяйте, мне уж теперь все равно!»

Иосиф Давыдович остался очень доволен и через день перед очередным концертом пришел опять. А когда приехал в Горький на концерт, нашел Розу. Дал ей билет на свой концерт.

На этом концерте один бестактный зритель спросил певца: «А у вас свои волосы?» Зал загудел. Роза, сидевшая недалеко от сцены, вжалась в кресло и поймала на себе взгляд артиста… «Все, что на мне, все мое!» – ответил тот с достоинством, и все захлопали.

Когда на гастроли в Горький приехали братья Кио, Игорь через обком партии нашел Розу, и она целый месяц ездила к нему делать прическу к представлениям.

Формула души

Роза Васильевна говорит, что общение с талантливыми людьми ее обогащало, она тянулась к ним, старалась в чем-то быть похожей. Кстати, и сама играла на сцене в клубе имени Кринова. И сейчас, хотя Пахомова на заслуженном отдыхе и переехала на родину в Лысково, до сих пор кое-кто из бывших клиентов нет-нет, да и заедет к ней. С Пахомовой интересно общаться. И дело не только в том, что она знает разные истории об артистах, композиторах. Роза Васильевна увлечена астрологией. Она составила для всех своих родных и друзей формулы души, зависящие от влияния на них небесных светил в момент рождения.

А в ее формуле в числе других планет присутствует Луна, отвечающая за тепло семейного очага. Уже почти 40 лет наша героиня живет с мужем Анатолием Константиновичем, в прошлом конструктором судов, воспитали двух дочерей. Одна, как мама, стала парикмахером, другая – косметологом. У Розы Васильевны два внука и внучка.

Но главное в формуле души Розы Пахомовой, по-моему, все же Солнце, потому что она всю жизнь пылает энергией. Тысячам людей она подарила тепло своих рук, ведь они уходили от нее красивыми и радостными.

Галина ТЮЛИНА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

г. Лысково.

{jcomments on}