Больше добра — меньше болезней
Недавно услышала разговор двух пациенток. Они сокрушались, что любимого доктора перевели из Павловского района в Вачский.- Редко теперь таких врачей встретишь. Ни грубого слова, ни спешки…Речь шла о Юрии Мямлине, которого я тоже знала как чуткого и внимательного врача. Год назад его назначили заведующим Арефинской амбулаторией.
Всё определила встреча
Мы встретились с доктором после выходных. Он провел их в стационаре у постели тяжелого пациента и не успел отдохнуть, но выглядел довольным — больному стало легче. Врачам зачастую не приходится считаться с личным временем.
— Мне нетрудно было привыкнуть на новом месте, — говорит Юрий Владиславович. — Это моя вторая родина, я вырос в Арефине у бабушки. Меня здесь все знают, когда-то даже подрабатывал в заводском профилактории.
В детстве, как большинство мальчишек, он мечтал о мужественной профессии — хотел стать милиционером.
Но все изменила встреча с терапевтом Надеждой Алексеевной Сакуровой, когда Юрий проходил медицинское обследование в старших классах. Ее уважительное отношение к пациентам настолько поразило впечатлительного мальчика, что он тоже решил помогать больным. Новое увлечение захватило всерьез.
Он начал углубленно заниматься химией и биологией, часами просиживал в библиотеке, лишая себя прогулок, и возвращался домой с двумя сумками книг.
С первого раза поступить в медицинский институт не удалось — не хватило всего полбалла. Зато получил рабочую специальность, временно устроившись на завод. В свободное время штудировал латынь. Вторая попытка оказалась успешной — он стал студентом.
Учился легко, после окончания мединститута начал работать в поликлинике родного города сначала цеховым терапевтом, потом участковым.
Свое первое дежурство в больнице запомнил на всю жизнь. Его коллега, передавая смену, предупредил, что поступила тяжелая пациентка с крупноочаговым инфарктом.
— Вряд ли доживет до утра, — обмолвился он.
Всю ночь молодому врачу не пришлось сомкнуть глаз, больную практически вытащили с того света.
Подобный случай повторился во время его дежурства спустя несколько лет. У женщины остановилось сердце, но благодаря медикам заработало вновь. Значит, не зря боролись.
«Постоянно учусь»
Стационар в Арефине расположен по соседству с амбулаторией. Его двухэтажное здание за 36 лет существования ни разу не видело капитального ремонта. Зимой в палатах было холодно, в кабинете главного врача — тоже. Спасал камин.
— Недавно рядом построили газовую котельную, теперь у нас будет тепло, — радуется Юрий Мямлин. — Планируем перевести стационар в поликлинику, где пустует третий этаж, чтобы все было в одном здании.
В палатах по 2‑4 человека, все койки заняты, на госпитализацию очередь. Она не нарушается — заведующий амбулаторией строго за этим следит.
Отрадно, что в этом году снизилась смертность среди сельчан, не было ни одного случая смерти от сердечных приступов.
— Часто допоздна сижу в Интернете, стараюсь следить за всеми новшествами, постоянно учусь, — признается доктор.
Добрые отношения у него сложились и с коллегами из Вачской ЦРБ, всегда поддерживают главный врач больницы Александр Шмелев, его заместитель Александр Бородин, заведующая поликлиникой Александра Разумович.
В Арефинской амбулатории есть еще два врача — местный педиатр Любовь Бизина и павловчанка Светлана Злобина, которая ведет дневной стационар.
С приходом нового заведующего в амбулатории стал работать кардиограф, теперь кардиограмму пациентам можно сделать в родном селе — не надо ездить, как раньше, в Вачу.
Важно хорошее настроение
В селе к людям в белых халатах особое отношение, здесь они на виду, им безгранично доверяют.
— Меня сюда под руки привели, такое давление было высокое, а теперь ожила, — рассказывает Надежда, одна из пациенток.
— Наш доктор лечит даже словом, он никогда не повышает голос, — продолжает ее соседка по койке Валентина, тоже жительница Арефина.
В соседней палате больные отдыхали после капельницы.
— Лечение хорошее, умирать передумали, — улыбается Алевтина Ездокова из Верхополья. — Нам всего лишь по 70, можно еще пожить.
Сам доктор не любит, когда его хвалят, старается сразу перевести разговор на другую тему. Например, расскажет, как надо правильно питаться.
— В последнее время увеличилось число желудочно-кишечных заболеваний, — говорит он. — Рекомендую больным питаться со своих грядок и по возможности натуральными продуктами — это очень важно. Раньше диагноз «панкреонекроз» — одно из самых опасных заболеваний — чаще всего ставили пожилым людям, теперь болеет и молодежь. Происходит это в основном из-за неправильного питания. У двадцатилетнего юноши, например, болезнь развилась на фоне частого употребления чипсов и пепси-колы.
С доктором легко общаться, он абсолютно неконфликтный человек.
— Не люблю, когда кричат, — признается Юрий Владиславович. — Спором и криком ничего не добьешься, лучше убедить и доказать свою правоту. С больными надо уметь пошутить, поднять настроение. Не зря еще Чехов говорил: «Если после общения с врачом больному не стало лучше, это не врач».
Кстати, многие известные русские медики начинали работу как земские врачи.
Справедливость –
по наследству
Жена Юрия Мямлина тоже медик. Они пришли на работу практически в одно время. Елена иногда заменяла на приеме отсутствующую медсестру. В ту пору она одна воспитывала маленькую дочку.
Общие интересы и взгляды сблизили Елену и Юрия. Через три года в семье появилась еще одна девочка, а спустя такой же срок родилась младшая дочь.
Несколько лет они жили на частных квартирах, потом купили дом в селе Таремском — помогли родители. Это было трудное время для семьи — проводили газ и воду, во всем отказывая себе. Но они не унывали. Потихоньку обзавелись подворьем — надо было как-то выживать.
— Кого мы только не держали — поросят, бычков, коз, гусей, индюков, — перечисляет Юрий Владиславович. — Одних кроликов было до 200 голов. Приходилось крутиться…
Сейчас на подворье остались лишь куры и кролики — площади не позволяют расширить хозяйство, семья снова переехала в Павлово.
Старшая дочка, Даша, закончила школу олимпийского резерва и готовится к защите диплома в педагогическом университете. Живет и работает в Урене. А Ира и Маша еще школьницы, радуют родителей успеваемостью.
Юрий Владиславович часто вспоминает своего мудрого учителя по истории медицины, который любил повторять: «Лучше с порядочным потерять, чем с непорядочным найти».
— Если бы у врача была достойная зарплата, — говорит он, — не болела бы голова, как прокормить семью и где взять деньги на оплату коммунальных услуг, больше было бы самоотдачи. Практически всем медикам приходится брать дополнительные ставки. Но это не значит, что я должен обирать людей, этого не буду делать никогда. Больные не виноваты, что нам недоплачивают…
Обостренное чувство справедливости он унаследовал от матери, которую просто боготворит. Не было дня, чтобы сын не позвонил ей. Сейчас она на пенсии, прежде работала в сельском хозяйстве, а последние годы биологом в школе — у нее два высших образования.
— Родственников по маминой линии даже называли праведниками. Мой дед был главным бухгалтером в сельхозпредприятии Сосновского района — ни копейки не давал украсть, — вспоминает Юрий Мямлин.
Его собственное жизненное кредо — стремление не останавливаться на достигнутом, помогать людям.
— Надо больше делать добра, глядишь, меньше будет болезней, — считает доктор.
Светлана ГУНДОРОВА.
Вачский район.