При царе читали больше?
Шелест страниц, ряды черных букв, рождающие в воображении новые образы… Любители книг поймут меня: общение с хорошей книгой приносит приятные ощущения, дарит эстетическое удовольствие. К сожалению, сейчас мы сталкиваемся с тем, что книжные магазины закрываются, перепрофилируются, разоряются. В европейских странах один книжный магазин приходится на 5‑6 тысяч жителей, в России — один на 50‑55 тысяч, меньше на порядок!
Мы решили узнать, легко ли сегодня в маленьком городе, поселке достать нужное издание? Доступны ли книжные магазины, библиотечные фонды, а значит, книги сельскому жителю? Мы начинаем проект «Книгочей». Присоединяйтесь!
Будучи по журналистским делам в Лыскове, я решила зайти в книжный магазин. Но там, где он был раньше — в старой части города, его не оказалось. Закрылся. Эта информация удивила: неужели в старинном городе с населением 20 тысяч человек, возле которого когда-то шумела Макарьевская ярмарка, сегодня негде купить книгу? Расспросы привели в небольшой торговый центр неподалеку от автостанции, в крошечный отдел напротив закутка с одеждой. Здесь организовала свой небольшой бизнес в прошлом директор муниципального книжного магазина, а ныне индивидуальный предприниматель Надежда Турутина.
— Муниципальное унитарное предприятие «Книжный магазин» находилось в здании, принадлежащем администрации, — Надежда Константиновна по телефону рассказала, как исчез большой книжный. — В конце прошлого года магазин решили закрыть, а здание выставили на торги. Ликвидация длилась три месяца. Нас очень выручили поставщики — забрали назад большую часть книг, канцтовары.
Надежда Турутина проработала в книжном 37 лет, придя туда сразу после окончания школы. Его закрытие она пережила тяжело. И все-таки у нее нашлись силы открыть маленькую торговую точку, где она снова стала продавать книги. Правда, на шестнадцати квадратных метрах выставить много изданий не получается — в маленьком отделе и развернуться-то негде.
— Большой магазин частник вряд ли потянет, — считает Надежда Константиновна. — Очень дорогая аренда, и налоги велики… А потребность в книгах у людей есть. К нам приходят не только лысковчане, но и дачники. Приезжают люди из соседних районов, например, из Княгининского — там своего книжного нет вообще.
Есть постоянные покупатели, те, кто заказывают книги. Из последних заказов директор магазина навскидку вспомнила Марселя Пруста, Шекспира, Прилепина и Дину Рубину. В общем, диапазон интересов у читателей широкий.
— В выборе книг я ориентируюсь на предпочтения покупателей — на то, что чаще всего спрашивают: современную прозу, детективы, любовные романы, — объясняет Надежда Турутина. — Есть книги, на которые обязательно найдется покупатель, несмотря на то, что они могут пролежать месяц или два, — это издания классической литературы.
В магазине я присмотрелась к книжным полкам. В шкафу немного фантастики, исторические романы, «классики» — Толстой, Чехов. Есть детская литература, книжки по народной медицине. На столе плотными рядам стояли в основном детективы в мягких обложках и «женские» романы. Естественно, ассортимент в крошечном отделе сильно уступает крупным нижегородским магазинам, но не будь его, лысковчане вовсе бы потеряли доступ к книгам.
Закрытие муниципального книжного в Лыскове отражает то, что происходит повсеместно — магазинов, где можно приобрести книги, становится все меньше.
Немного статистики. По данным Госкомиздата СССР, в 1989 году в РСФСР насчитывалось 8455 книжных магазинов. По экспертным оценкам, в России в 2012 году количество стационарных розничных торговых точек составляло менее трех тысяч. Некоторые эксперты называют цифру 2,5 тысячи стационарных магазинов. Это почти в два раза меньше, чем было в стране «при царе», когда элементарная грамотность была присуща не всем слоям населения, — в 1898 году в Российской империи насчитывалось около пяти тысяч книжных.
Эти тревожные данные приведены в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, опубликованном в этом году. В нем говорится, что «затяжной кризис в сфере книгоиздания и книгораспространения все больше приобретает характер хронического явления». Одними из главных причин, которые влияют на сокращение объемов книжного рынка, сегодня называют глобальное падение интереса к чтению и сокращение числа специализированных книжных магазинов. Только за 2012 год, по мнению некоторых экспертов, говорится в докладе, в стране число книжных сократилось примерно на 400, в ближайший год закроется еще не менее двухсот.
И если в больших городах исчезновение книжных ощущается не так остро, то в сельской местности закрытие порой единственной на всю округу торговой «точки» может привести к тому, что люди просто забудут о существовании книг.
Чтение книг всегда считалось признаком высокой культуры, а она, по определению, не может приносить прибыль. Доход от нее выражается косвенно — в количестве образованных людей, которые способны повышать имидж государства. Сейчас часто говорят о том, что нужно развивать экономику, поднимать престиж страны, но сделать это могут только образованные люди, обладающие широким кругозором. Его без общения с книгами не обрести.
Анастасия СЕРГЕЕВА.