Posted in Семья
10.10.2013

Учеба без границ

  Впоследние годы в сфере образования появился новый термин ­ трансграничность, это значит, учиться можно всему и везде, невзирая на государственные границы.

В принципе, транснациональность в этой системе была и раньше ­ давным давно в школьном обучении или дошкольном воспитании использовались зарубежные методики. Вы помните и вузовский обмен студентами, и обучение студентов из­за границы в советских университетах и институтах.

Сейчас, когда глобализация становится неизбежной, а технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, появились новые возможности, какие раньше описывали только писатели­фантасты.

Под трансграничностью образования подразумеваются все виды программ высшего образования, курсового обучения, образовательных услуг, при осуществлении которых обучаемый находится в иной стране, нежели та, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Обучение происходит дистанционно при использовании новейших информационных и коммуникационных технологий. Как сказал бы герой известного мультфильма про кота Матроскина, «вот до чего техника дошла». Люди становятся независимы от того, где проживают, от предопределенности, связанной с местом рождения. И это, наверное, неплохо.

Экспорт образования ­ одна из приоритетных задач всех цивилизованных стран. Это и сохранение рабочих мест профессорско­преподавательского состава (вспомните о наших так называемых демографических ямах), и возможность для вузов и учебных центров привлекать дополнительные финансовые средства. А кроме того, что очень важно для государства, ­ пропаганда русского языка и культуры.

Кстати, правительство России еще в 2006 году утвердило план мероприятий поддержки развития экспорта образовательных услуг.

Поиск новых возможностей и новых контактов посчитали важным руководители Нижегородской сельхозакадемии и совместно с Международным центром коммуникации и развития стали одними из организаторов международного семинара «Профессия без границ» в Болгарии. Как шутят сами жители этой страны, Болгария хоть и зад­няя дверь в ЕС, но через нее тоже можно шагнуть в Европу.

Надо сказать, что председатель учредительного совета Международного центра коммуникации и развития Оганес Агабекян ­ человек неординарный и мудрый. Он не только большой знаток европейской системы образования, но и один из авторов международного инновационного проекта «Профессия без границ», одобренного Европарламентом. Первый форум по этому проекту прошел в 2010 году, и за минувшие годы сделано немало для сближения и взаимовыгодного сотрудничества Болгарии и России в сфере профессионального образования, о чем говорилось на семинаре, прошедшем в г. Бургасе во второй половине сентября этого года.

Участвовавшая в форуме делегация НГСХА под руководством ректора Александра Самоделкина в дни семинара также посетила Бургасский свободный университет, встретилась с депутатом Европарламента доктором Марусей Любчевой, ученым­экологом, президентом Болгарского Черноморского института. Достигнуты договоренности не только о контактах в сфере профессионального образования, но и о сотрудничестве в научной сфере. Доктора Любчеву, специалиста в области экологии Черного моря, настолько заинтересовали научные работы ученых НГСХА по экологии водных ресурсов, что она решила приехать нынешней зимой в Нижний Новгород и поближе познакомиться с академией и выводами ученых. Не исключено, что встреча положит начало совместной научной работе.

И вот еще о чем нельзя не сказать. Спрос на высшее образование в мире ежегодно растет на шесть процентов, значительно опережая услуги ТГО ­ трансграничного образования. В 2003 году зарубежное образование получили только 2 млн студентов, в 2025‑м получат свыше 7 млн. Возможно, и Нижегородская сельхозакадемия найдет свою нишу в этом процессе. По крайней мере, успешное начало положено.

Валентина ТАРАСОВА.

Только цифрыt Производительность труда специалиста с высшим образованием в 15 раз выше, чем со средним образованием.

t В России зарплата человека с высшим образованием в 2 раза выше, чем со средним. Для государства это означает в 2 раза большее получение подоходного налога, в 4 раза ­ НДС, в 2 раза ­ социального налога.

t Перед Россией остро стоит вопрос депопуляции. Битва за численность населения продолжается, но ежегодно народ убывает, тогда как другие этносы увеличивают численность населения. Поэтому у нашей страны остается один путь ­ повышать производительность экономики, и этот путь зависит от состояния и массовости отечественного высшего образования. В РФ 21 процент трудоспособного населения с высшим образованием, в США ­ 31.