Учеба без границ
Впоследние годы в сфере образования появился новый термин трансграничность, это значит, учиться можно всему и везде, невзирая на государственные границы.
В принципе, транснациональность в этой системе была и раньше давным давно в школьном обучении или дошкольном воспитании использовались зарубежные методики. Вы помните и вузовский обмен студентами, и обучение студентов изза границы в советских университетах и институтах.
Сейчас, когда глобализация становится неизбежной, а технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, появились новые возможности, какие раньше описывали только писателифантасты.
Под трансграничностью образования подразумеваются все виды программ высшего образования, курсового обучения, образовательных услуг, при осуществлении которых обучаемый находится в иной стране, нежели та, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Обучение происходит дистанционно при использовании новейших информационных и коммуникационных технологий. Как сказал бы герой известного мультфильма про кота Матроскина, «вот до чего техника дошла». Люди становятся независимы от того, где проживают, от предопределенности, связанной с местом рождения. И это, наверное, неплохо.
Экспорт образования одна из приоритетных задач всех цивилизованных стран. Это и сохранение рабочих мест профессорскопреподавательского состава (вспомните о наших так называемых демографических ямах), и возможность для вузов и учебных центров привлекать дополнительные финансовые средства. А кроме того, что очень важно для государства, пропаганда русского языка и культуры.
Кстати, правительство России еще в 2006 году утвердило план мероприятий поддержки развития экспорта образовательных услуг.
Поиск новых возможностей и новых контактов посчитали важным руководители Нижегородской сельхозакадемии и совместно с Международным центром коммуникации и развития стали одними из организаторов международного семинара «Профессия без границ» в Болгарии. Как шутят сами жители этой страны, Болгария хоть и задняя дверь в ЕС, но через нее тоже можно шагнуть в Европу.
Надо сказать, что председатель учредительного совета Международного центра коммуникации и развития Оганес Агабекян человек неординарный и мудрый. Он не только большой знаток европейской системы образования, но и один из авторов международного инновационного проекта «Профессия без границ», одобренного Европарламентом. Первый форум по этому проекту прошел в 2010 году, и за минувшие годы сделано немало для сближения и взаимовыгодного сотрудничества Болгарии и России в сфере профессионального образования, о чем говорилось на семинаре, прошедшем в г. Бургасе во второй половине сентября этого года.
Участвовавшая в форуме делегация НГСХА под руководством ректора Александра Самоделкина в дни семинара также посетила Бургасский свободный университет, встретилась с депутатом Европарламента доктором Марусей Любчевой, ученымэкологом, президентом Болгарского Черноморского института. Достигнуты договоренности не только о контактах в сфере профессионального образования, но и о сотрудничестве в научной сфере. Доктора Любчеву, специалиста в области экологии Черного моря, настолько заинтересовали научные работы ученых НГСХА по экологии водных ресурсов, что она решила приехать нынешней зимой в Нижний Новгород и поближе познакомиться с академией и выводами ученых. Не исключено, что встреча положит начало совместной научной работе.
И вот еще о чем нельзя не сказать. Спрос на высшее образование в мире ежегодно растет на шесть процентов, значительно опережая услуги ТГО трансграничного образования. В 2003 году зарубежное образование получили только 2 млн студентов, в 2025‑м получат свыше 7 млн. Возможно, и Нижегородская сельхозакадемия найдет свою нишу в этом процессе. По крайней мере, успешное начало положено.
Валентина ТАРАСОВА.
Только цифрыt Производительность труда специалиста с высшим образованием в 15 раз выше, чем со средним образованием.
t В России зарплата человека с высшим образованием в 2 раза выше, чем со средним. Для государства это означает в 2 раза большее получение подоходного налога, в 4 раза НДС, в 2 раза социального налога.
t Перед Россией остро стоит вопрос депопуляции. Битва за численность населения продолжается, но ежегодно народ убывает, тогда как другие этносы увеличивают численность населения. Поэтому у нашей страны остается один путь повышать производительность экономики, и этот путь зависит от состояния и массовости отечественного высшего образования. В РФ 21 процент трудоспособного населения с высшим образованием, в США 31.