Правда через полвека
Тогда выдвигалась версия — взрыв корабля итальянскими диверсантами. Сегодня история получила подтверждение.
-
Сенсационное признание сделал ветеран спецподразделения боевых пловцов «Гамма» Десятой флотилии итальянских ВМФ Уго д’Эспозито. В интервью римскому изданию 4Arts старый диверсант заявил, что взрыв линкора «Новороссийск» в 1955 году — дело рук подводников фашистской Италии. Как известно, вместе с линкором в волны Севастопольской бухты кануло больше 614 советских моряков.
-
В это было трудно поверить
Ветеран пояснил, что его боевые товарищи не хотели, чтобы бывший линкор «Юлий Цезарь», доставшийся русским после окончания Второй мировой войны, оставался в составе совет-ского Черноморского флота.
— Люди с Десятой флотилии сделали все возможное и уничтожили его, — сказал Уго д’Эспозито, не уточняя, каким конкретно образом была проведена знаменитая диверсия.
Издание подчеркивает, что эти слова — первое прямое признание итальянских военных в причастности к уничтожению «Новороссийска». До этого адмирал Джино Биринделли и другие ветераны подразделения специального назначения категорически отрицали подобную версию.
Журналисты 4Arts называют слова д’Эспозито о подрыве линкора самой сенсационной частью интервью: «Она прямо подтверждает вероятную гипотезу о причине взрыва на корабле».
Когда я работал в Риме корреспондентом ТАСС, то часто встречался со своим итальян-ским коллегой — сейчас он главный редактор одного крупного журнала. Мы обсуждали самые разные горячие проблемы. Однажды речь зашла о неизвестной мне теме — таинственной истории гибели советского линкора «Новороссийск».
«Знаешь, — перейдя почему-то вдруг на шепот, сообщил мне коллега, — а ведь этот ваш корабль потопили наши. Это была диверсия!» Потом он рассказал, что во времена Муссолини был создан подводный спецназ, которым командовал князь Валерио Боргезе, ярый антикоммунист, человек авантюрного склада. Он якобы поклялся после передачи СССР лучшего корабля Италии во что бы то ни стало отомстить «красным» за такое унижение и сделал это.
Надо сказать, тогда я не поверил этому рассказу. В СССР о трагедии «Новороссийска» ничего не писали. Тема катастроф, аварий и других трагедий была у нас тогда под запретом, и до конца 1980 х о гибели линкора в нашей стране мало кто знал. Конечно, в иностранной прессе я читал, что в Севастополе взорвался советский линкор, но официальной версией был случайный взрыв мины времен Второй мировой войны. Ну а «иностранные диверсанты», да еще в 1955 сугубо мирном году… Такое казалось досужей выдумкой падкой — как тогда говорили — на сенсацию буржуазной печати. К тому же я хорошо понимал, что писать на такую тему для нашего официального агентства тогда было нельзя. А потому не придал сенсационному рассказу моего итальянского друга большого значения, а потом и просто забыл про него.
«Джулио Чезаре», он же «Новороссийск»
«Джулио Чезаре» был спущен на воду на судоверфи в Генуе в 1910 году, а потом много лет плавал под флагом итальянских ВМС. Водоизмещение линкора составляло 24 тысячи тонн, а скорость — 22 узла. По тем временам это был лучший, хотя уже и устаревший ко Второй мировой войне боевой корабль. Когда в 1943 году Италия капитулировала, «Джулио Чезаре» стоял без дела на приколе у пирса в порту Таранто.
По соглашению между союзниками по антигитлеровской коалиции итальянский флот поделили между ними. СССР были переданы один линкор, легкий крейсер, 9 эсминцев и 4 подлодки, не считая более мелких кораблей. В 1949 году линкор был доставлен в Севастополь и включен в состав Черноморского флота СССР, получив название «Новороссийск». Его отремонтировали, оснастили современным оружием, итальянские турбины заменили на советские.
Итак, 28 октября 1955 года линкор стоял на якоре в Северной бухте Севастополя. А 29 октября в 1 час 31 минуту неожиданно прогремел мощный взрыв. По оценкам специалистов, его сила была эквивалентна подрыву 1000 1200 килограммов тринитротолуола. В образовавшуюся огромную пробоину размером около 150 квадратных метров хлынула морская вода, корабль опасно накренился на правый борт. В это время на его борту было около полутора тысяч человек, часть экипажа, курсанты морских училищ и солдаты, прибывшие на линкор накануне.
Менее чем через 10 минут о случившемся уже знал командующий флотом. Был дан приказ буксировать корабль на мелкое место. Вскоре к месту происшествия прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В. Пархоменко и группа старших офицеров. Крен усиливался, и. о. командующего эскадрой контр-адмирал Н. Никольский предложил перевести матросов на спасательные суда, которые уже выстроили у борта линкора.
Однако Пархоменко это категорически запретил. Крен стал критическим, и Никольский снова попросил эвакуировать моряков, но опять получил отказ. Пархоменко объяснял потом свои действия тем, что «не счел возможным заблаговременно приказать личному составу покинуть корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен». Тем временем «Новороссийск» уже стал опрокидываться вверх днищем, накрыв своим стальным корпусом посыпавшихся с палубы в воду моряков и солдат. Корпус корабля полностью ушел под воду…
Во время катастрофы погибли 609 человек, некоторые — внутри отсеков и во время взрыва, другие — при затоплении корабля.
Предупреждение все-таки было
Позднее затонувший линкор подняли, разрезали на части и отправили на переплавку. Вице-адмиралу Пархоменко был объявлен строгий выговор, к суду он привлечен не был. Были сняты и понижены в должностях многие другие морские начальники. Любопытно, что после гибели «Новороссийска» лишились должностей начальник разведки Черноморского флота и командир охраны водного района. Если бы взрыв линкора произошел от оставшейся со времен войны донной мины, то где тут вина разведки?
Официальной причиной катастрофы в заключении специальной правительственной комиссии был назван «внешний подводный взрыв (неконтактный, донный) заряда с тротиловым эквивалентом 1000 1200 кг». Наиболее вероятным считали взрыв немецкой магнитной мины времен Второй мировой войны. В те времена мины в севастопольских бухтах не были редкостью. Вероятность того, что в погребах на корабле мог взорваться боезапас, была отвергнута сразу. В этом случае от «Новороссийска» вообще бы ничего не осталось. К тому же снаряды, как потом обнаружили, остались в целости и сохранности.
При осмотре пробоины выяснилось, что взрыв произошел с внешней стороны корабля. Но, как считали потом специалисты, его мощность была в два раза больше, чем это бывает при взрыве мины. К тому же после войны прошло уже 10 лет, и взрыватель любой донной мины должен был выйти из строя. Не было и следов от торпеды, если бы она была выпущена из тайно проникшей в бухту вражеской подводной лодки.
Да и подойти близко для торпедной атаки обычная подлодка не могла из-за малой глубины в этом месте. А потому почти сразу же возникла другая, неофициальная версия: на внутренний рейд Севастополя могла проникнуть карликовая субмарина, а высадившиеся из нее диверсанты-подводники присоединили к днищу корабля магнитную мину с часовым механизмом.
Рассматривая эту версию, историки сразу вспомнили о Валерио Боргезе. По рождению он был князем, блестяще окончил Королевское военно морское училище, выбрал опасную карьеру моряка-подводника. В то время Италия, увлеченная грандиозными имперскими планами Муссолини, вознамерилась соперничать на морях с Великобританией. Но у англичан был куда больший по размерам и мощный боевой флот.
И тогда в голову стратегам дуче пришел оригинальный план: бороться с ним коварным способом, при помощи карликовых субмарин и диверсантов-подводников. Пройдя курс подготовки в Германии и в составе итальянского легиона в Испании, Боргезе получил в Италии под свое командование самую современную подлодку «Шире», успешно воевал. Его вызвал для личной аудиенции восхищенный подводниками король Виктор Эммануил, после чего именно Боргезе было предложено создать первую в мире флотилию морских диверсантов-подводников, она получила название «Десятая штурмовая». В составе флотилии имелось спецподразделение «Гамма», куда входили боевые пловцы.
«Гамма» считается первым подводным спецназом в мире. Специально для нее изготовили карликовые подлодки, позволявшие скрытно попасть в гавань противника, а также управляемые мины-торпеды.
Итальянцы тайно проникли
18 декабря 1941 года в гавань Александрии и взорвали стоявшие там мощные английские линкоры «Вэлиент» и «Куин Элизабет».
Мины к их днищам прикрепили диверсанты-подводники. Затем они совершили еще целый ряд подобных операций, пустив на дно около 30 кораблей противника. А потому у итальянцев и после войны были все возможности — опытные кадры и техника — для совершения подобной диверсии в СССР. К тому же страна уже вступила в НАТО, прежние ее противники стали союзниками и вполне могли поддержать такую акцию против Советского Союза.
Кроме того, моряки в Италии были возмущены разделом их флота после поражения в войне. Валерио Боргезе публично поклялся «отомстить русским во что бы то ни стало». В 1949 году, когда линкор готовили к отправке в СССР, в местной печати появились призывы к патриотам Италии не допустить, чтобы корабль — национальная гордость страны — плавал под чужим флагом. Адмирал Левченко, возглавлявший приемку «Джулио Чезаре» в Италии, был предупрежден о возможной диверсии.
За потопление корабля — орден
Есть и еще одно свидетельство, которое приводят современные историки. Когда в 1964 году наши моряки работали в Алжире, там же находились итальянские офицеры, обучавшие алжирских боевых пловцов своему ремеслу. Однажды, во время встречи с русскими, один из итальянцев стал хвастаться, что у него есть орден за потопление «Новороссийска».
…В память о погибших моряках «Новороссийска» на одном из кладбищ Севастополя высится фигура скорбящего матроса, отлитого из бронзы винтов линкора, с надписью: «Родина — сыновьям». На стеле высечены слова: «Мужественным морякам линкора «Новороссийск», погибшим при исполнении воинского долга
29 октября 1955 года. Верность военной присяге была для вас сильнее смерти».
Владимир МАЛЫШЕВ.(stoletie.ru)