Выборы без выбора ушли в прошлое
На смену имитации выборов пришла реальная борьба за место в органах представительной, законодательной и исполнительной власти. Борьба по правилам, которые сформировались не сразу. И сейчас она не только соответствует общемировым нормам, но и постоянно совершенствуется.
Первые шаги
Начиналось все с объявления референдума по новой Конституции Российской Федерации и первых выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 1993 года. Указом президента РФ был утвержден состав Центральной избирательной комиссии. Ее постановлением на территории Нижегородской области были образованы 6 окружных избирательных комиссий.
В новой стране необходимо было изменить все: юридические нормы, процедуры, учреждения и гарантии, обеспечивающие реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Изменения прошли на всех уровнях, и, естественно, Нижегородская область включилась в процесс преобразований.
Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов «Об избрании представительного органа власти Нижегородской области» были назначены выборы в Законодательное Собрание Нижегородской области, а решением «О местном самоуправлении в Нижегородской области» утверждено Положение о выборах в сельские, поселковые советы, городские думы нашего региона.
Постановлением ЦИК РФ создана областная избирательная комиссия по выборам в Законодательное Собрание Нижегородской области. Были проведены выборы в новый представительный орган власти области, а также в представительные органы местного самоуправления.
Права и гарантии
«Когда я пришла работать, в наследство от СССР остались нормативно-правовые акты в формате тонких брошюр. Проработанной, стройной системы подготовки к выборам, самой процедуры голосования не было. Сложность состояла еще и в том, что порой совмещались до четырех видов выборов, каждые из которых проходили по своему Положению. Многие формы бланков приходилось самостоятельно разрабатывать совместно с областной избирательной комиссией. Было много вопросов и конфликтных ситуаций из-за отсутствия четких регламентов», — вспоминает секретарь в 1993 году, а сейчас председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района Нижнего Новгорода М. Е. Садулина.
В 1994 году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», пришедший на смену Положениям о выборах. В законе были заложены принципы проведения выборов на территории РФ и механизм защиты избирательных прав. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятый в 1995 году, закрепил сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации» детализировал процесс выдвижения кандидатов избирателями и избирательными объединениями.
Обобщил работу в этом направлении Федеральный закон 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который послужил основой проведения выборов всех уровней и был признан международным сообществом.
Со всей страной
Значительные изменения избирательной системы последовали после принятия в 2001 году Федерального закона «О политических партиях». Во-первых, политические партии стали единственными избирательными объединениями на федеральных и региональных выборах. Во-вторых, региональные парламенты стали формироваться по смешанной системе, да и сами избирательные комиссии на 50 процентов состояли теперь из представителей политических партий. В 2007 году выборы депутатов Государственной Думы проводились уже исключительно по пропорциональной (партийной) избирательной системе.
Между тем совершенствование Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятого в новой редакции в июне 2002 года, все продолжалось. Отменены строка «Против всех кандидатов» в избирательном бюллетене, «Порог явки избирателей» для признания выборов состоявшимися, избирательный залог. Установлен единый день голосования — второе воскресенье сентября. До 18 лет снижен возраст кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований.
Политические партии, получившие более 5, но менее 7 процентов голосов избирателей, теперь могли получить депутатские мандаты. Срок полномочий избирательных комиссий увеличен до 5 лет. Участковые избирательные комиссии стали формироваться на постоянной основе.
На избирательных участках стали применяться комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы электронного голосования. Но, как показывает опыт других стран, полностью отказываться от традиционного способа голосования с использованием бумажных бюллетеней пока рано. Это связано с проблемами защиты персональных данных граждан и уязвимостью интернет-сетей для хакерских атак.
Избирательная система Российской Федерации за 20 лет прошла путь, который в других государствах занял столетия, и сегодня соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.
«Избирательная система в Нижегород-ской области выстроена в соответствии с федеральным законодательством, — отмечает С. А. Кузьменко, председатель избирательной комиссии области. — Вместе со страной наш регион прошел все этапы формирования современной, технически оснащенной и строго регламентированной системы избирательных комиссий, системы информирования и правового воспитания избирателей».
Владислав АЛЕКСАНДРОВ.