«Бумеранг» не уступит «Кентавру»
Ухо востро держать!
Колесная бронетехника продолжает оставаться в центре внимания военных. Не успел утихнуть скандал вокруг покупки Министерством обороны «парадно-глянцевых» итальянских бронеавтомобилей IVECO, как чуть не случился новый конфуз, и опять с итальянской бронетехникой. В недрах Минобороны зрела мысль закупить колесные танки Centauro — «Кентавр».
Сейчас эта машина проходит испытания в России, но на выставках военные заявляют, что речь о закупках «Кентавров» для постановки на вооружение нашей армии не идет. Военные просто хотят «понять, какими достоинствами и недостатками обладают такие машины».
После «экспериментов» сердюковской команды отечественные производители бронетехники расслабляться не спешат, тем более что итальянцы заявили о согласии представить «Кентавра» на русский танковый биатлон. Этот неожиданно родившийся «вид спорта» стал мгновенно популярен не только в армейской среде. Уж слишком сильно мы соскучились по поводам для гордости за отечественные достижения и победы. Быть может, итальянцы и откажутся от зримых соревнований, но держать ухо востро надо.
Полигонное шельмование
Визит министра обороны Сергея Шойгу на Арзамасский машиностроительный завод был знаковым для российских производителей бронетехники. Был повод продемонстрировать министру множество уникальных разработок, например, бронемашины «Водник» или «Росток», так и не появившиеся в войсках. В свою очередь оборонщиков интересовало, какие перспективы ожидают промышленность и как будет формироваться гособоронзаказ в части закупок отечественной колесной бронетехники.
В ходе рабочего визита генерал армии Сергей Шойгу ознакомился с производственными мощностями предприятия и посетил испытательный полигон. Вниманию главы военного ведомства представили как серийно выпускаемые образцы бронетехники, так и новейшие разработки Военно-промышленной компании.
Осмотр техники начали с бронемашины «Тигр». Она и без того заявлена как «специальное транспортное средство», а тут главе оборонного ведомства представили машину «Тигр-М СпН», разработанную для подразделений специального назначения. В этом году первая партия «Спецтигров» поступит в войска.
Здесь уместно вспомнить критику «Тигров» сердюковской командой. Дескать, противоминная защита «специального транспортного средства» недостаточна. Эксперты ссылались на итальянскую бронемашину, у которой и класс защиты шестой, и минная стойкость неплохая.
Шельмовство быстро раскрылось: тогда военные намеренно заставили состязаться машины разных классов. Они заказали «Тигр» с третьим классом защиты, и, конечно, она проиграла итальянским образцам.
Машиностроители убеждены, что нынешний министр обороны разберется в этих нечестных приемах и закажет для Вооруженных сил России достойную машину. А арзамасцы готовы предоставить войскам машину с высочайшим классом защиты.
Чего хочешь выбирай
Надо сказать, что сегодня у Российской армии выбор отечественной бронированной техники довольно большой.
Сергею Шойгу продемонстрировали автомобиль «Медведь» с усиленной противоминной защитой. Разработаный для спецподразделений МВД, броневик может быть с успехом использован и в армии. Для ведения инженерной разведки его стойкость к подрывам весьма востребована.
Большое внимание вызвал показ макетного образца бронированной колесной машины «Крымск», созданной на базе БТР-90 «Росток». Бронетранспортер поражает ходовыми качествами: его «разгон до сотни» немногим превышает 30 секунд. Напомним, что речь идет о броневике весом 22 тонны. Для сравнения представим, что это делает легендарный Т-34: весовые характеристики схожи, а вот динамика…
«Крымск» умеет буксировать БТР-80 даже на подъеме 15 градусов, а по разбитой грунтовке делает это со скоростью 48 км / час.
Но, конечно, главное в гибридной технике – экономичность. Тут у «Крымска» тоже все на рекордном уровне. При движении в смешанной колонне со скоростью 40 км / час запас хода составил 940 километров. Ресурс работы двигателя внутреннего сгорания значительно увеличен. «Крымск» оснащен молекулярными накопителями энергии, которые позволяют мгновенно высвобождать ее большие объемы. А значит, уже можно вести речь об установке на машину электромагнитного вооружения.
Словом, «Крымск» — это практически готовая дистанционно управляемая платформа, то есть реальный шаг к замене «обитаемой» бронетехники «беспилотными» агрегатами.
Наш ответ «Кентавру»
Но больше всего секретности вокруг новой разработки по проекту «Бумеранг», который предполагает создание современного бронетранспортера, резко отличающегося по форме и содержанию от традиционных БТРов советского и российского производства.
Это и есть наш ответ «Кентавру». Итальянская машина, преподносимая нам как образец новаторских технологий, вообще-то родом из 1980 х. Так что наши технологии гораздо «моложе» итальянских. Сама же идея вообще не нова. Наши оборонщики еще в 1970 х разработали и представили военным проект колесного истребителя танков «Жало-С». Есть и гораздо более новый «Спрут-К» со 125 миллиметровым орудием на базе того же БТР-90.
Но если наши машины вполне попадают в ряд «унифицированных платформ», имеющих массу взаимозаменяемых узлов, то «итальянец», если будет принят на вооружение, уничтожит саму идею унифицированности колесной бронетехники. Спрашивается, зачем нам старый колесный и неплавающий недотанк, если у нас имеется своя уникальная платформа? Итальянцы явно пытаются сбыть нам свой хлам, залежавшийся на складах.
«Бумеранг» же, сохраняя все преимущества легкого БТРа, будет способен нести любой боевой модуль, не потеряет способность плавать и приобретет возможность вывода десанта через задние двери.
По сути, это будет уже не БТР, а КБМП – колесная боевая машина пехоты. Ведь по боевой мощи он не будет от нее отличаться. И снова свое преимущество покажет принцип унифицированности, которого не будет, если закупят иностранную машину.
Не раз доказывали
Как после этого называть наш военно-промышленный комплекс отсталым и нетехнологичным? Вопрос лишь в том, будут ли востребованы в нашей армии все новые разработки, которыми уже сегодня владеют предприятия оборонки. Так что не нужны нам иностранные подачки, нужен лишь четкий и ясный гос—
оборонзаказ. Обеспечить армию современными и уникальными системами вооружения наши оборонщики способны, что уже не раз и было доказано.
Говоря о дне сегодняшнем, машиностроители продемонстрировали министру направления дальнейшей модернизации выпускаемых на предприятии бронетранспортеров БТР-80 и -82А. У них есть немалый запас по улучшению динамических характеристик и эргономики работы экипажа, защищенности десанта. Особое внимание было уделено тому, что шасси БТРов позволяют установку самых разных дистанционно управляемых боевых модулей, вплоть до блоков управляемых противотанковых ракет.
Ознакомившись с выпускаемой бронетехникой, Сергей Шойгу провел совещание по вопросам производства и поставок перспективной военной техники в Российскую армию. В обсуждении участвовали руководители Министерства обороны, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, генеральный директор компании «Базовый Элемент» Олег Дерипаска, руководство Военно-промышленной компании и сотрудники АМЗ.
Будем ждать подвижек!
Александр КУРИКОВ.
-
г. Арзамас.