Тайны кремля
Мало того, очевидцы свидетельствовали, что по этим тайным ходам можно попасть из башни в башню и даже будто бы есть ход из кремля на ту сторону Волги.
Коснулись мы в своем поиске и загадочной библиотеки Ивана Грозного. Давно существует версия, что часть книг этой библиотеки до сих пор хранится в потайных комнатах Нижегородского кремля. Эти книги царь мог взять с собой, когда шел походом на Казань. Город был взят раньше, чем задумывал Иван Грозный, и он с войском подался назад, а вот обоз с книгами в Москву не вернулся. Вполне возможно, что остался он в Нижнем Новгороде.
-
Шел ли кто по следам библиотеки и состоятельна ли была нижегородская гипотеза?
Немецкий след
Так интересовала ли кого библиотека Ивана Грозного или, несмотря на ее неизмеримую ценность, никто о ней никогда не говорил?
Нет, нельзя сказать, что вести о возможном ее существовании пропускались мимо ушей. Интерес к библиотеке был. Исследователь подземелий Московского Кремля Игнатий Яковлевич Стеллецкий попытался даже определить круг лиц, которым библиотека была интересна, и что делалось для выяснения ее судьбы.
Первым в списке любопытствующих стоит имя торговца Франца Ниенштедта. Жил в Дерпте, часто наезжал по делам в Москву, Новгород, Псков… Оставил после себя Ливонскую летопись – свод записок о событиях, коим сам был очевидец, или воспоминания очевидцев.
Вот что нас в этой летописи интересует:
«Летом 1565 года московит (Иван Грозный. — Ред.) приказал всем дерптским бюргерам и жителям, которые по завоеванию города Дерпта из-за своей бедности должны были оставаться там, выехать вместе с женами и детьми: их разместили по отдельным московитским городам: Володимиру, Низен-Новгардену (Нижнему Новгороду. – Ред.), Костроме и Угличу. У них был в Дерпте пастор именем магистр Иоанн Веттерман, человек доброго и честного характера, настоящий апостол Господень, который тоже отправился с ними в изгнание, пас свое стадо, как праведный пастырь, и когда у него не было лошади, шел пешком от одного города до другого».
От Дерпта до Нижнего Новгорода далековато, дошел ли сюда пастор? Дошел, но прежде побывал в Москве и был принят великим князем Иоанном Грозным. Тот ему показал свое собрание книг, и пастор даже пытался заняться переводом. Иван Грозный имел намерения оставить его при себе на службе, но тот с трудом вырвался, сказав, что не совсем хорошо знает языки. Видимо, после этого он и поспешил из Москвы и объявился в Нижнем Новгороде.
Именно Веттерман и составил список увиденных им книг. А в Нижнем пастор бывал не раз, но только ли заботы о пастве заставляли его появляться здесь? Известно, что он интересовался башнями Нижегородского кремля и тщательным образом исследовал Дмитриевскую и Ивановскую башни. Не выведал ли он в Москве что-либо о той части библиотеки, которая осталась в Нижнем Новгороде?
Разведчики
Иван Грозный был любителем и собирателем старинных книг. Страсть к книгам передалась и Москве. Книги продавались на «торжищах», в «книжных рядах» и даже в овощных лавках. Историки отмечают, что Иван Грозный терпимо относился к еретическим книгам. И если во всех странах их предпочитали сжигать, то Иван Грозный просто откладывал их в сторонку, ну и, конечно, насколько это было возможно, интересовался их содержанием. А невозможность состояла в том, что не было хороших переводчиков, а если и были, то кому хотелось положить жизнь на то, чтобы осилить перевод гигантской библиотеки?
Надо думать, что, отправляясь в походы, Иван Грозный брал с собой книги, которые были переведены, или прихватывал переводчика, который ему читал с листа.
Игнатий Яковлевич Стеллецкий писал:
«Память о потайном подземном книгохранилище в каком-то московском тайнике продолжала неугасимо тлеть и все глубже пускать корни не на родной почве, а за рубежом, в Европе!»
Исследователь подземелий Московского Кремля, к сожалению, не разрабатывал нижегородскую версию, а то бы он удивился интересу иностранных ученых и религиозных деятелей к городу на Волге. Случаен ли он был?
Случайно ли в Нижний Новгород приезжал профессор Дерптского университета Вальтер Клоссиус? Может быть, для отвода глаз он совершил путешествие по древним русским городам и заглянул в Нижний. Здесь он интересовался… Даже с трех раз отгадывать не надо – кремлем. За ним едет ректор все того же Дерптского университета Густав Филипп Эверс. У него причина уважительная, он пишет труд «История русских» и идет след в след за Вальтером Клоссиусом. Нижегородский кремль тоже входит в сферу его интересов.
В 1891 году из Страсбурга приезжает в Москву доктор филологии Эдуард Тремер. Его цель совершенно открыта – поиск библиотеки Ивана Грозного. Он очень тщательно подготовился к своей единоличной экспедиции. Ни о каких раскопках речь не шла. Ему надо было отыскать в Кремле подземную церковь Лазаря, по его предположению, там могла находиться библиотека.
Правда, легенда для дезинформации у него была. Он будто бы приехал искать в архивах Москвы недостающую часть рукописи «Илиады» Гомера. Дело в том, что московский профессор немецкого происхождения Фр. Хр. Маттеи действительно имел на руках рукопись Гомера и часть ее продал библиотеке в Лейдене.
Тремер постарался выполнить обе задачи. Искать подземную церковь в Московском Кремле ему разрешили. И он нашел ее, но кроме бочек со смолою и запаса дров, в подземных казематах ничего не было.
Не сразу доктор филологии Эдуард Тремер уехал из России. В Нижний Новгород он все-таки заглянул. Его так же, как и остальных иноземцев, интересовал кремль.
Вернувшись на родину, он опубликовал статью «Библиотека Иоанна Грозного». О поиске рукописи Гомера в ней сказано вскользь. О поиске в Нижнем Новгороде ни слова. Может быть, ученый не стал наводить российских исследователей на след, о котором знал?
Есть что искать
«Наука поздравит Россию, если ей удастся найти свой затерянный клад, и она с благодарностью отнесется и к отрицательному результату поисков, если не удастся найти тайное сокровище – библиотеку, потому что тогда, и только тогда вопрос о судьбе сокрытых 800 рукописей умолкнет навсегда».
Так писал Эдуард Тремер в своей статье. На сегодняшний день по поиску библиотеки Иоанна Грозного результат отрицательный. Наука может быть благодарна и пора закрыть вопрос о библиотеке навсегда?
Но разве возможно с этим согласиться, если мы по легенде знаем, что в то собрание книг входили книги Тацита и Цицерона, комедии Аристофана, Пиндаровы стихотворения, «Энеида» Вергилия… Какое тут может быть спокойствие. Да ведь есть еще и версии, и гипотезы, которые не исследованы и не проверены. К ним относится и нижегородская гипотеза о знаменитой библиотеке.
Помнится, на одной из встреч с нижегородским историком Игорем Александровичем Кирьяновым, автором книги «Нижегородский кремль», ему был задан вопрос о тайных подземельях кремля. Он как-то таинственно улыбнулся и сказал, что в его книге не хватает этой главы, но предстоят еще исследования. Короче говоря, бдительная цензура, скрывшаяся за шифром МЦ 12430, все равно бы ее не пропустила, исследуй не исследуй потайные ходы и казематы, да и бдительная стража кремля не разрешила бы копаться в земле, которая является повышенно режимной.
В наши дни археологиче-ские раскопки в кремле велись. Но вскрывался лишь культурный слой в местах строительства зданий, а это не та глубина, где можно обнаружить подземную историю кремля.
До сих пор это мощное оборонительное сооружение в нашем понятии всего лишь забор, ограничивавший древний город.
Ни в одной книге об истории Нижегородского кремля (а их, кстати, единицы) вы не найдете упоминаний о вылазах, потернах, водозаборных тоннелях, слухах, тайниках. Их нет или они есть?
Не все знают, что это такое, расшифруем.
Тайниками в древности именовали потайные сооружения.
Слухи – подземные камеры или галереи перед стенами и башнями для прослушивания подземных работ противника. При осадах в них сидели слухачи, определявшие место подкопа. Навстречу ему вели «противные подкопы» – галереи с деревянной обшивкой, в которые закладывали лари с порохом и подрывали.
Вылазы – подземные галереи для совершения вылазок. Они имели несколько прочных дверей, которые засыпали землей с обеих сторон.
Потерны – подземные ходы, служившие для связи между различными объектами крепости и проходившие на ее территории.
Водозаборные тоннели – подземные ходы, приводившие к водоемам, из которых при осаде скрытно брали воду.
Мы с вами, как могли, составили подземную историю Нижегородского кремля и поняли, что она вовсе не изучена, а те факты, которые удалось обнаружить в старых газетах, носят случайный характер. Так что есть что искать!
Кто знает, может быть, в одном из тайников до сих пор находится часть библиотеки Ивана Грозного, которую так давно ищут. Будем надеяться?
Вячеслав ФЕДОРОВ.
Наши читатели спрашивают, в каких номерах газеты искать публикации «Тайны кремля». Охотно сообщаем: 5 июля, 19 июля, 2 августа.
Планы у рубрики «Краевед» большие, так что лучше на газету подписаться, чтобы не пропустить интересные и полезные публикации.