Posted in Семья
25.07.2013

Марина Попович: «Не люблю слово «романтика»!

Она летчик-испытатель первого класса, полковник, а также писатель и общественный деятель. Я, к примеру, зачитывалась последней книгой Попович «НЛО над планетой Земля».

— Марина Лаврентьевна, сегодняшним юношам и девушкам трудно представить систему жизненных ценностей, какой она была у послевоенной молодежи. Что подвигло вас к стремлению стать военным летчиком?

— Становилась на крыло, как говорят летчики, с 1947 по 1950 год. Наша страна выходила из войны, все силы были брошены на то, чтобы накормить народ, поднять уровень жизни. И профессию мою продиктовала как раз война. Я родом из Белоруссии, Витебская область, город Велеш, и отчетливо помню, что вытворяли фашистские летчики. Расстреливали в воздухе наших пилотов, которые выбросились из горящей подбитой машины на парашютах. Прицельно охотились за женщинами и детьми, не успевшими спрятаться при авианалетах. У меня до сих пор такой стоп-кадр в голове: женщина несет ведра на коромысле, а немецкие самолеты кружат над ней и расстреливают… Ребята посчитали потом — 25 пуль в теле. За что? Разве можно простить такое?

— Чувство мести?

— Нет, скорее, возмездия. И справедливости. Я так и сказала, когда пришла к нашему выдающемуся летчику и впоследствии организатору подготовки космонавтов Николаю Петровичу Каманину: «Хочу летать, чтобы отомстить фашистам, они не имеют права на жизнь». Война закончилась, фашистов разгромили, а желание летать осталось.

— А как вы попали к Каманину, он ведь после войны уже был большим генералом, одним из руководителей авиации, курировал подготовку летчиков в ДОСААФ…

— Да, а я как раз хотела попасть в летное училище. Мы же были эвакуированы в Сибирь, я там совершила первые полеты на Т-2, но учиться дальше надо было. Вот я и пошла в 1947 году на прием к Каманину, тогда это было не так сложно. Николай Петрович мне удивился. «Вы из музыкальной семьи, отец — скрипач, сестра — дирижер, и вдруг любовь к авиации…» Рассказала про фашистов, он возражает: «Так нет их — расстреляли, повесили…» Отвечаю: «Новые народятся».

Каманин говорит: «Вы мне симпатичны, но вы очень молоды. Сколько вам лет?» Я говорю: «Двадцать семь», а мне-то и шестнадцати не было. Генерал тогда порекомендовал обратиться к Председателю Президиума Верховного Совета СССР маршалу Клименту Ефремовичу Ворошилову: «Если ему убедительно расскажете, он даст добро, тогда направлю в училище». Дело в том, что тогда запрещено было девушек брать в авиацию.

— Народу много погибло, наверное, надо было улучшать демографию…

— Так не говорили вслух, запрещено принимать, и точка.

— И вы пошли к Ворошилову?

— Совершенно верно, записалась на прием. Приехала такой… оборвашкой, долго не могла на прием попасть, ночевала в парке Горького. Приняли, наконец, меня и еще двух человек — инвалида без руки и женщину с Украины, которая дом потеряла.

Всем помог — инвалиду протез выправили, женщине дом распорядился построить и даже крышу, как она просила, черепичную сделали. И мне. Правда, в военную авиацию отказал, а вот к Каманину, в ДОСААФ, направил.

Помню, первый вылет, а у меня ноги до педалей управления в самолете не достают.

Поставила цель — вытянуть ноги. Просила подвешивать вниз головой. То ли это помогло, то ли то, что подросла, мой рост увеличился до 1 метра 61 сантиметра. В общем, закончила Центральную летно-техническую школу ДОСААФ, поступила на военную службу, получила диплом Ленинградской академии гражданской авиации…

— Вам принадлежит 102 мировых авиационных рекорда, в том числе десять мировых рекордов на громадном грузовом авиалайнере Ан-22 «Антей» в качестве командира экипажа, когда самолет под вашим управлением преодолел 1000 километров с грузом 50 тонн. И сегодня это выдающийся результат. Меня всегда поражала мысль: где-то внутри этой махины из современнейших материалов, сотен метров кабеля, сложных систем управления, топливных трубопроводов, могучих турбин сидит крошечная женщина и ювелирно управляет малейшими движениями, как это?

— Рекорды сами по себе мне были неинтересны, только ради них не стоило бы и летать. Мне хотелось «выжать» все из самолетов, чтобы они были лучшими в мире. У нас была гордость за страну, за Советский Союз. И стремление быть лучшими, опережать всех в мире. И мы были лучшими. Это удивительное чувство, ведь, пилотируя тот же «Антей», я чувствовала единство с его конструкторами, которые вложили свои мысли в самолет, специалистами, создавшими прочные и легкие материалы для фюзеляжа, рабочими, грамотно и без дефектов построившими эту махину…

Я провела за штурвалом 5600 часов в общей сложности, больше 8 месяцев, и каждую минуту летной работы помню как счастливую. Вот это — главное в жизни.

— Марина Лаврентьевна, сколько лет вы летали?

— 32 года, восемь как перестала.

— Слушаю я вас, рассматриваю медали, кубки… Могла ли я в детстве мечтать, что буду разговаривать с самой Попович! Многие хотели бы так летать, такая романтика…

— К слову «романтика» очень скептически отношусь. У меня есть выражение «влюбленность в небо», «влюбленность в самолеты, в людей». И романтики я в этом не вижу. Романтика — когда люди путешествуют. Вот я путешествовала, например, за снежным человеком, путешествовала в поисках НЛО — это романтично.

— Общаясь с вами, чувствуешь, как вы любите небо.

— Не все сразу гладко было, у меня было очень много запятых. Вот представляете, моя дочь, которой было пять лет, сбегала от няни и сидела на заборе аэродрома, смотрела часами, как я летаю. А я в небе — летаю и ничего про это не знаю. Да и она не знает, в какой машине мама, просто сидит и ждет. Командир видит, что ребенок сидит какой-то в платьишке на заборе: «Что ты тут делаешь? Я тебя вижу уже четвертую неделю». Отвечает: «А мама летает здесь у меня, то на маленьком, то на большом самолете». Он говорит: «Передай ей, больше летать не будет».

Разговор тогда у меня был с дочкой долгий, а с командиром суровый, одно я хотела, чтобы они поняли: без полетов я умру.

— А вы боитесь чего-то?

— Темноты. Мне стыдно признаться…

— А как же ночные полеты?

— Знаете, когда летишь на ответственное задание, то никогда не думаешь ни о страхе, ни о чем. Только о выполнении задания. Потому что очень высокая ответственность. Дорогое это удовольствие — разбить самолет.

— Вы нацелены на то, чтобы помогать людям. Знаю, как заботитесь о детях-инвалидах…

— У нас очень много детей-инвалидов, это трагедия большая. А протезов нет, только в США делают биологически активные протезы. Но это очень дорого стоит. Стала думать, как достать их бесплатно или за небольшие деньги. И вот однажды я была почетным гостем на соревнованиях по пилотированию, подходит ко мне японец — садитесь, мол, мадам, в заднюю кабину, я вас прокачу. Отвечаю: шалишь, я летчик-испытатель первого класса, будем летать на равных на одинаковых самолетах. Взлетели — петля раз, иммельман два, реверсман три и так далее. Славно полетали, села я хорошо, хотя градуировка на приборах в английских мерах. А на следующий день в «Нью-Йорк таймс» разворот… Словом, слава. И деньги нашлись на биопротезы нашим деткам, пошло дело.

— Слышала, что Анджелина Джоли и Бред Питт снимаются в фильме «Мадам Миг», посвященном вам…

— На американцев такое сильное впечатление произвело то, что я села за штурвал незнакомого самолета и с первого раза показала фигуры высшего пилотажа, что ко мне обратились люди из Голливуда: «Мы хотим снять о вас фильм, вы сделали великий подвиг». Прислали мне сценарий, там есть какие-то несуразности — поправила, чтобы все правильно было.

Фильм уже почти отснят, сюжет: в пассажирском авиалайнере теряет сознание пилот, и случайная пассажирка садится за штурвал.

Автор сценария Кори Уэйт — бывший военный летчик. Он мне рассказывал, что в восемь лет его забрал в космос НЛО на несколько дней. А через год, в девять лет, он полетел на маленьком самолете, которым управлял дядя. Развозили почту по штату. С дядей в полете случился инфаркт — все, гибель. И в этот момент, словно по радио, ему голос говорит: «Бери управление на себя» и начинает подсказывать, что делать. Посадил самолет благополучно. Вырос, поступил в училище, стал военным летчиком. До сих пор ему в полете какой-то голос подсказывает, как и что надо делать.

Говорил мне, что хочет поехать в наш военный госпиталь имени Мандрыки, чтобы посмотрели, что там у него вживлено, как он чувствует, в голове. Вот такая история с НЛО.

— НЛО — такая своеобразная тема. Одни существование инопланетян отрицают, другие ищут возможность контакта с иными формами разума, иными цивилизациями, свято веря, что это возможно.

— Себя отношу к последним, более того, не сомневаюсь, что НЛО как представители и свидетельства внеземного разума реальны. Сама их видела неоднократно — так же, как и многие другие летчики, которые, правда, не любят об этом рассказывать: ведь можно не пройти медкомиссию на допуск к летной работе.

— Помню, как в советское время была опубликована статья со ссылкой на летчиков, которые, выполняя обычный пассажирский рейс, где-то в Прибалтике увидели и зафиксировали НЛО…

— А я в первый раз увидела НЛО в Москве в Тушине, рядом с аэродромом знаменитым. Ехали с мужем, смотрим, огромный, размером с дирижабль, шар летает. И Ту-154, как игрушка, сверху маячит.

В Пермской области есть особая зона, куда НЛО постоянно прилетают, я там часто бываю. Собственными глазами три раза видела эти объекты в виде шаров и треугольника.

А в экспедиции по поискам йети дочка первая обнаружила летающую тарелку прямо над нашими головами. Метров двести от нас висит круглый объект, действительно, как тарелка обыкновенная, и из середины испускает луч.

— Все неопознанное воспринимается настороженно, с опасением…

— Вреда они не несут, много людей уже контактировало с НЛО или их наблюдало вблизи. В Перми база НЛО, никаких катастроф не зафиксировано. Надо понять: к нам стучится высший инопланетный разум.

Особенно это проявляется в Южной Америке. Я была в Мачу-Пикчу, этом чуде света высоко в горах в Перу. Там на высоте восьми километров некий объект, явно внеземного происхождения, что-то вроде палатки. И никто не может объяснить, откуда он появился и почему там находится.

Мы мало знаем о древнейших цивилизациях этого континента, а изучение может много рассказать о внеземных цивилизациях. Доказывать, что они существуют, уже не нужно. Нужно думать о том, как войти с ними в контакт, как изучать их, как планировать политику и отношения с внеземными цивилизациями на уровне ООН.

Беседу вела Инна НОВИКОВА.

(pravda.ru)