Posted in Благовест
18.07.2013

А Георгий смотрит вправо

Потом стали попадаться винтовки со сгоревшими прикладами. Ржавые наганы, шашки, ножи, кинжалы лежали вперемешку с военным обмундированием, которое время и пожар превратили в тлен. Среди прочего была найдена и полевая сумка, внутри которой находились пенсне, портсигар, пара погон с четырьмя звездочками, полуистлевшие бумаги.

На одном листе сохранился текст предписания начальнику арсенала 12 / 76 полковнику С. М. Григорьеву, штабс-капитану интендантской службы И. С. Дорохову с «ведомостью имущества и вооружения от полковника интендантской службы Р. Головачева (Петроград) от 3 мая 1915 года». В учетной ведомости указаны все виды оружия и их количество. В графе «шашки армейские для нижних чинов кустарного производства» были вписаны даже фамилии мастеров, изготовивших их.

Первыми шли шашки «номерные произвольного образца (одиннадцать штук) мастера В. Новгородцева». А ведь в Павлове был такой оружейник!

По приезде в Ростов Каретников начал коллекционировать шашки, постепенно вышел на других собирателей этого вида холодного оружия. Один из них, московский художник В. Е. Егоров, дал Каретникову адрес старого мастера-оружейника А. В. Болотникова, который жил в пригороде Горького. Тот, обрадовавшись, что кто-то вспомнил его, передал Каретникову кипу тетрадей с различными записями. В этих рукописях оказались очень важные сведения, касающиеся изготовления шашек, в том числе фамилии мастеров.

К сегодняшнему дню известно, что у коллекционеров, живущих в 22 городах России (в том числе Нижнем Новгороде, Арзамасе и Балахне), имеется 148 единиц холодного оружия, изготовленного 13 мастерами, работавшими в разное время в селе Павлове. Каждый кустарь на пяте клинка ставил свое клеймо. Но только у двоих собирателей холодного оружия есть дореволюционные шашки всех павловских мастеров.

Приблизительно в 1897 году в Павлово из Петербурга прибыл коллежский советник приват-доцент Клязьмин, который по указанию министра внутренних дел Горемыкина постановил изготавливать клинки согласно маркировке и оформлению. В Петербург должны были поставляться по пять штук в год от каждого мастера, которым это право было дано. Обычные шашки предназначались казакам, несущим службу при дворце, которых решили поощрять за воинское рвение таким видом оружия, а шашки с гербами на ножнах – почетному караулу.

В Павлове производство шашек поручили организовать оружейникам Цветову, Бедину и Галкину — их назначили ответственными за выполнение заказа. Все умельцы до этого в разное время индивидуально работали в Нижегород-ской, Челябинской и Тульской губерниях.

По данным известного историка академика В. В. Адоратского и мастера А. В. Болотникова, именно из Павлова по-ставлялось готовое оружие. Но клейма, согласно указанию Клязьмина, ставились на Тульском оружейном и Златоустовском заводах.

В 1945 году для Парада Победы мастера Болотников и Ховрич в Павлове индивидуально изготовили по несколько клинков. Болотников вспоминал: «В феврале ко мне приехали двое военных из Наркомата обороны и попросили изготовить несколько клинков для парада. С Ховричем, жившим тогда в Туле, мы остановились на варианте черных и коричневых ножен. Уложились в срок, даже премию получили».

А как отличить изготовленные в Павлове вручную, кустарным способом шашки от тех, что поставлены на поток? Оружейники проявили выдумку: на всех павловских ножнах конь под Георгием Победоносцем обращен вправо. Эта деталь не противоречила сущности действующего герба начала прошлого века, а цель была достигнута: отмечалась индивидуальность кустарного производства.

Шашка мастера Александра Васильевича Болотникова (слева). Он уроженец Навашина. Некоторое время работал в Златоусте, но в основном в Павлове. Клейма мастера находятся на всех металлических деталях набора. Длина клинка – 860 мм (самый длинный клинок).

Иван Иванович Силин — мастер по изготовлению пластунских ножей, возможно, собственной конструкции. Эти ножи (справа) предназначены для поощрения казаков за вылазки в тыл и пленение не менее восьми старших чинов (офицеров) противника. Образец взят из вооружения кавказских горцев, которые для удобства ремешками пристегивали кинжалы к ноге, а не на пояс. Ножны и рукоять кожаные.

Кстати

Характерным отличием шашки от сабли было наличие у первой деревянных ножен, обтянутых кожей. У сабли ножны были цельнометаллические. Шашка носилась на плечевой портупее, а сабля – на поясной. Главное конструкторское отличие шашки состоит в удачных весовых пропорциях. Благодаря легкому эфесу центр тяжести, а следовательно, и точка удара располагаются ближе к боевому концу клинка.

Георгий СПИРИДОНОВ