Posted in Благовест
02.07.2013

Традиции спасает красота

Наш проект, рассказывающий о культуре народов, населяющих Нижегородчину, продолжается, и сегодня мы отправляемся туда, где сливаются Волга с Сурой. На одном берегу этого водного пространства стоит город Васильсурск, на другом — село под названием Лысая Гора. Здесь живет трудолюбивый и сердечный народ — чуваши.

Просторны пойменные луга на Суре-реке. Вдоволь сена запасешь коровам на зиму. И земля родит хорошо. Места эти облюбовали предки сегодняшних жителей Лысой Горы, и в начале XX века, во времена Столыпина, переселились сюда из теперешней Республики Чувашии (благо недалеко ехать было).

Землю тогда выкупили у графа Шереметева и основали четыре поселка: Лысая Гора, Шереметево (это в честь графа, здесь не так давно столетие деревни отмечали), Петровский (земский врач там жил с такой фамилией) и Казанский (потому что на Казанской дороге). С тремя названиями все ясно, а вот почему Лысая Гора так зовется? Тут лишь версии.

— Была здесь когда-то гора. Не то чтоб высокая… — делают предположения местные жители Вера Михайловна Субботина, Елизавета Алексеевна Сычева и Любовь Владимировна Потапова.

— А мы слышали, что холмы тут были, а в них лисьих нор много-много, — добавляют Ираида Александровна Порфирьева и Нина Захаровна Яргонина. — Лисья нора — Лысая гора. Созвучно. Может, и отсюда название по-шло.

Так или иначе, а закрепилось название. Чуваши (ученые, кстати, считают их потомками волжских булгар) крестьянствовали, рыбу в реке ловили да песни пели. Родные, чувашские.

Почти двадцать лет была директором местного клуба Татьяна Тимофеевна Зайтова. Пришла сюда в далеком 1976 м. Жизнь тогда ключом била. Много молодежи в селе, много ребятишек. И так работы непочатый край, а она еще фольклорный ансамбль придумала организовать. Не только народ сагитировала, но и сама костюмером стала. Посмотрите на фотографии, одних монеток или бляшек железных сколько нужно пришить! А еще рубахи, фартуки… Не одну ночь просидела завклубом за швейной машинкой, но всех одела. И появился ансамбль. Татьяне Тимофеевне уже за восемьдесят,
а она и теперь выступает на сцене.

Сначала был просто фольклорный коллектив, потом ему дали название «Илем», по-чувашски «красота». Верно подобрали. Красивы чувашские песни, прекрасны места, где живут нижегородские чуваши, а уж о национальном костюме и говорить нечего — сами видите.

Хотя нет, несколько слов все-таки скажем. Основные части его — полотняная рубаха, фартук, головной убор.

— Это вот хушпу, — Татьяна Тимофеевна Зайтова демонстрирует изделие, украшенное монетками. — Это девичий убор, девушки носят. А женщины надевают сурбан.

Татьяна Тимофеевна и его померила. Длинный полотняный шарф с расшитыми краями завязала особым образом.

В народных костюмах все участницы ансамбля просто красавицы. И каждой к лицу монисто — главное украшение.

— Это прапрабабушкино монисто, — объясняет Татьяна Тимофеевна. — Монеты все настоящие, серебряные.

— Вот смотрите, что у меня написано, — зовет Ираида Александровна Порфирьева. — «Четыре доли серебра, одна доля золота». Это сплав значит.

Тут принялись мы сокровища участниц внимательно разглядывать. Вот рубль николаевский — портрет Николая II на нем. Вот монетка 1848 года, еще год 1816. А вот советские монеты. До и после перестроечной поры.

Татьяна Тимофеевна говорит:

— У нас в семье монисто было в три ряда, а теперь только два. В 1930 году один ряд мама на сахар обменяла. Шесть детей было — порадовать хотелось. Раньше сахар-то просто так не давали, только после бани, и то маленькими кусочками. Папа, помню, его накалывал.

— Полегчали мониста еще и в девяностых годах, — добавляют участницы ансамбля.

Кстати, монисто — вещь нелегкая. Три восемьсот — у Татьяны Тимофеевны Зайтовой, это двухрядное. Три ряда монет еще тяжелее. А ведь в этих вот народных костюмах чувашские женщины не только в праздничные дни щеголяли. Такой же была и рабочая одежда. И монисто, и цепочки серебряные, и хушпу — все надевали и шли в поле: косить, жать… Да, есть женщины и в чувашских селеньях! Некрасов бы тоже восхитился.

Когда девочке-чувашке исполнялось 12 лет, она начинала шить приданое: наволочки, по-крывала, вышивать подзоры, вязать кружева.

— У нас часто на русских женщинах женились и замуж за русских выходили, не обособлялись, — говорит Ираида Александровна Порфирьева. — У меня вот четыре брата, и все на русских женились. А я за чувашина вышла. Мы в «Илеме» и свадебные песни поем. Однажды на Автозавод ездили на гастроли, там целый ритуал показали — чувашскую свадьбу.

Гастролирует «Илем» и сейчас. Нижний, Воротынец, другие районы области, Чувашия. Руководит теперь ансамблем Альбина Краснова. Живет она в Чувашии, в Ядрине, работает в Воротынце учителем музыки, она и в «Илеме» поет и на гармони аккомпанирует. Везде рады женщинам, сохраняющим родную культуру.

Скоро, 12 июля, на Петра и Павла в Воротынце в очередной раз пройдет праздник национальной культуры. Назвали его по-чувашски «Питрав пуххи», что значит Петрово гулянье. Так что впереди у ансамбля новые репетиции и новые песни.

Рецепты народной кухни

Хуплу

Готовится дрожжевое тесто, половина раскатывается в лепешку и выкладывается в глубокую сковороду. Кладется отварная курица (можно и сырую) целиком или разрезанная на кусочки.

Лук репчатый обжаривается на растительном или сливочном масле, кладется к курице. Иногда кладется сырая картошка, нарезанная на кусочки, или пшеничная крупа.

Сверху закрывают другой лепешкой из теста. Защипывают края и ставят в русскую печь или духовку. Сверху блюдо нужно вначале прикрыть капустным листом, чтобы не подгорело, но убрать его нужно вовремя, пока он не прилип к тесту.

Шыртан

Бараний желудок промыть и ошпарить кипятком. Мясо, печень, легкое порезать кусочками, посолить, перемешать и набить смесью желудок. Зашить. Положить на сковороду и в печь (или духовку). Блюдо готовится довольно долго. Раньше его ставили в не очень горячую печку и оставляли до тех пор, пока она не остынет. На другой день проделывали то же самое. Только тогда шыртан был готов.

Хуран кукли

Замесить тесто из воды, муки, яиц, добавить соль (можно вместо воды взять молоко). Для начинки берем творог, смешиваем с яйцами и зеленым луком, солим. Разделываем тесто на кусочки, каждый раскатываем, на середину кладем начинку, защипываем края. Варим хуран кукли в подсоленной воде несколько минут.

Иногда творожную начинку делают сладкую. Тогда нужно добавить сахар и яйца.

Можно сделать начинку из вишни. У ягод удаляют косточки, к ним добавляют сахар и манную крупу.

Страницу подготовила Надежда МУРАВЬЕВА.

Воротынский район.