Отличались дисциплиной
Минуло 80 лет с того времени, как в сельское хозяйство страны начала активно внедряться механизация. Вместе с появлением новых машин и оборудования происходило становление инженерной службы села. Сегодня в Нижегородской сельхозакадемии состоится научно-практическая конференция, посвященная юбилею. А мы посвящаем круглой дате эту страницу.
Организация МТС в Нижегородском крае, который был образован в 1929 году, началась в условиях низкой техниче-ской оснащенности. Дело в том, что основная масса тракторов и сельхозмашин в ту пору направлялась, в первую очередь, в крупные хлебопроизводящие регионы.
В январе 1930 года бюро Нижегородского крайкома ВКП(б) приняло решение о строительстве 21 машинно-тракторной станции, и уже к концу 1930 года было сформировано 19 МТС, в том числе в Нижегородской области в существующих ныне границах — пять (Богородская, Бутурлинская, Починковская, Лукояновская, Семеновская). Обслуживать хозяйства они начали с 1931 года. Численность тракторов в них была от 3 до
50 единиц.
Вскоре были введены в строй станции на Бору, в Арзамасе, Шахунье, Гагине, Уразовке, селах Ляхи и Черная.
В 1933 году в крае было уже 52 МТС с парком 1429 тракторов, в 1934-м – 76 с парком 2353 тракторов. Станции обрабатывали свыше 25 процентов всей пашни.
Влияние МТС на экономику колхозов проявляется с первых лет работы. В справке Горьковского крайплана о состоянии и развитии народного хозяйства за 1930-1934 годы отмечается, что общий доход колхозов в расчете на один двор составлял в 1932 году 688 рублей, в 1933-м
– 735 рублей. В то же время в колхозах, обслуживаемых МТС, доходность составила соответственно 777 и 853 рубля.
К 1937 году МТС в стране обслуживали более 90 процентов колхозных площадей. Таким образом, они стали основой инженерной службы села.
Для машинно-тракторных станций была характерна строгая техническая дисциплина, подкрепленная экономической заинтересованностью тракториста в поддержании работо-способности машины и наличием необходимой ремонтной базы.
Неоценимую роль в сельскохозяйственном производстве сыграли МТС в годы Великой Отечественной войны, в условиях отсутствия поступления новой техники и дефицита горюче-смазочных материалов. Поддержание работоспособности старой, изношенной техники успешно выполнялось в ремонтных мастерских. Одним из путей экономии горючего в военное время был перевод машин на твердое топливо — дрова. В мастерских МТС было налажено переоборудование тракторов в газогенераторные.
При этом следует отметить, что хозяйства области с помощью МТС засевали сверхплановые площади для фонда обороны и помощи освобожденным районам.
Высокая производительность тракторного парка в значительной степени определялась, причем не только в военные годы, организацией работы инженерно-технической службы в форме техпомощи. Работали так называемые разъездные механики, тщательно выполнялся осенне-зимний ремонт, механизаторы бережно относились к своей технике.
В начале 1950-х годов началось массовое поступление в сельское хозяйство машин нового поколения. В ремонтных мастерских МТС внедряется типовая технология ремонта узловым методом, предусматривающая создание специализированных рабочих мест по ремонту узлов и агрегатов машин.
Вскоре мелкие хозяйства начали объединяться в более крупные. Если до 1950 года в среднем на один колхоз приходилось менее 500 га пашни, то в 1957 году — более 1500 га. Наиболее экономически крепкие хозяйства задумываются о приобретении собственной техники.
31 марта 1958 года Президиум Верховного Совета СССР принимает Закон «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», который предусматривает преобразование МТС в ремонтно-технические станции (РТС), продажу хозяйствам техники и части ремонтных мастерских.
Но РТС просуществовали недолго. Уже в начале 1960-х годов в стране создается система «Сельхозтехники», благодаря которой начался новый этап в развитии инженерной службы села и быстрый рост технической оснащенности сельского хозяйства.
Александр РЕТИВИН.