30.04.2013

Семья и воля

Зарок в душной приемной

Свой путь каждый находит по-разному. Валентина Савельева нашла его не без помощи сына Саши, который тогда еще даже не появился на свет.

Было это в 2000 году, она возглавляла СПК «Вазьянка». Саша должен был вот-вот родиться, но Валентина без поблажек тянула председательскую лямку. Да и как ее оставишь, когда переработчики накопили долги перед хозяйством. В очередной раз председатель отправилась выбивать средства. Женщину в ее-то положении продержали несколько часов в душной приемной. И до того стало обидно, что Валентина дала зарок: «С молокозаводами больше не работаю!»

Какое-то время «Вазьянка» продавала молоко перекупщикам, а когда подвели и те, руководитель решила налаживать сбыт напрямую жителям.

Валентина Савельева придерживается этого направления и сейчас, хотя в другом статусе. Уже десять лет она вместе с мужем Александром частным порядком занимается молочным животноводством и выпуском молочной продукции. На рынках в родном Спасском и соседнем Лысковском районах товар идет на ура. Жители областного центра тоже распробовали продукцию из Вазьянки.

Савельевы освоили производство сметаны, творога, топленого молока, сыра. Причем вручную. Лишь недавно появилась возможность приобрести некоторое оборудование. Это позволяет расширять производство. Тем более, семья открыла новую ферму.

Цель подсказывает тактику

О ферме надо сказать особо. Здесь 140 голов дойного стада, и есть все, чему положено быть в новых животноводческих дворах, — доильный зал, охладитель молока. Но обустроено помещение на свой лад. Валентина Савельева решила, что лишь часть должна быть приспособлена под беспривязное содержание, а другая — нет.

Основной молочный отряд свободно разгуливает по своей половине, первотелки же находятся на привязи. Потому что раздой легче вести при традиционной привязной технологии, когда доярка общается с каждой подопечной. Поговорит, потреплет по холке — и мир наступает в неокрепшей еще коровьей душе.

Напротив каждой родительницы — ее теленок в клети. Так молодым мамашам спокойнее. Да и персоналу проще наладить выпаивание телят именно материнским молоком, чтобы росли крепкими.

Искусственное осеменение здесь не исключается, но бык Геракл тоже при работе.

— Посмотрите, он чистый голштин, — знакомит нас с Гераклом Валентина Валерьевна. — А коровы у нас и черно-пестрые, и швицкие. Мы не боремся за чистоту породы. Нам, наоборот, лучше, если полезные качества будут соединены. У тех же швицов, скажем, больше белка в молоке, что для нашего дела плюс…

Вот такой подход у Савельевых. Они четко понимают, чего хотят добиться. И добиваются.

Шестое чувство — тоже помощник

А ведь жизнь не баловала фермеров из Вазьянки.

Несколько раз в хозяйстве случались пожары, которые грозили полным разором. Зимой в 2009 году, например, ферма выгорела полностью. Спасти удалось три десятка коров.

— Спасибо директору ООО «Вперед» Федору Борисовичу Хашкину, — говорит Валентина Савельева. — Он предложил нам пустующий двор в соседней Сосновке, мы поставили туда остатки стада…

Порой Валентине и Александру хотелось все бросить. И брось они животноводство — не пропали бы. Вели бы закупку молока на стороне, производили те же сметану и творог. Но шестое чувство подсказывало Савельевым, что надо держаться, пусть из последних сил.

Однажды в Спасский район приехал министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Алексей Морозов. Он узнал о Савельевых и обещал поддержку.

Фермеры воспряли духом. Они решили возродить производство в Вазьянке. Даже не стали ждать обещанной помощи — взяли кредит. Помощь по нескольким областным программам подоспела чуть позже.

Жизнь, конечно, вновь ставила препоны. Один подрядчик начал юлить, пришлось искать другого… Но остановить Савельевых было уже невозможно. В итоге — та самая ферма, на которой мы побывали.

Город взяла осадой

Отдельная история — сбыт. Попробуй-ка, к примеру, найти нишу в областном центре.

Год назад Валентина Савельева решила взять в аренду торговое место на одном из известных рынков в Нижнем Новгороде. Месяц проходит, второй, третий… Нет прибыли. Арендная плата высокая, конкуренция большая, покупателей мало.

Иной бы и мучиться не стал, а Валентина Валерьевна упорно привозила продукцию и лично вставала за прилавок. Через полгода глаза у покупателей открылись.

Наладила сбыт, надо брать на работу продавцов. А это тоже непросто. Надежных людей в городе-миллионнике еще поищешь. Валентина Савельева нашла пока только одну продавщицу, а необходимо две.

И все же опыт фермеров говорит, что можно решить даже вековечную проблему реализации сельхозпродукции.

Отступление исключено

Смотришь на Савельевых и радуешься. С каким-то удивительным задором ведут они дело.

Чем подпитывается оптимизм? Наверное, семьей. Подрастает сын Саша, дочь Диана учится в сельхозакадемии. Родителям есть ради кого стараться.

— Диана пока на третьем курсе экономического факультета, — рассказывает Валентина Валерьевна, — но будь мы с мужем в отъезде, она справится с фермой. Очень ответственная. Когда у нас родился Саша, мы спокойно оставляли его с сестрой. Все домашние дела были на ней…

Сын, кстати, тоже начал интересоваться производством.

И получается, что семейная ферма Савельевых — семейная в полном смысле слова. Они прошли через многие трудности, чтобы создать свое дело, и в будущем могут передать его детям.

Возможно даже, на примере фермеров из Вазьянки мы наблюдаем становление нового подхода к сельскому хозяйству. Было время, когда надежды на возрождение аграрного комплекса возлагались на инвесторов и так называемые холдинги. Но грянул экономический кризис, многие инвесторы просто сбежали из деревни. Савельевы не сбегут.

Александр СИНИЦЫН.

Спасский район.