Когда прогулки не на пользу
Как на острове
Вдоль дороги на Алтунино медленно идет пожилая женщина. В каждой руке по пакету, вид измученный.
— В поликлинику ходила в Вачу, заодно продуктов на рынке купила, — поясняет она. — В Алтунино автобус теперь ездит только рано утром и вечером, вот и добираемся пешком. А машины не останавливаются, бесполезно голосовать.
К слову, нам не встретился никакой транспорт — на дороге было пустынно.
От райцентра до Алтунина более трех километров. Еще недавно пассажиров перевозила частная «ГАЗель». Машина делала 10 рейсов в день. Но у предпринимателя закончился срок лицензии, и она решила прекратить деятельность. Хлопот и затрат много, а прибыли — кот наплакал.
С 1 марта из Вачи в Алтунино ходит «пазик» Павловского пассажирского автопредприятия. В 6.50 и 17.10.
— Удобно только работающим, а как быть мамам с малолетними детьми, инвалидам или нам, пенсионерам? — вопрошает Александра Климова. — Надо в райцентр в аптеку, в управление соцзащиты, поликлинику… По состоянию здоровья не могу ходить долго пешком, а на такси дорого. До Вачи в один конец нужно выложить 100 рублей, чтобы доехать до Сергеева, — 400. Получается, мы оторваны от мира, как на острове.
Надежда на свои ноги
Надежда Колесова работает санитаркой в Алтунинском медпункте, а зарплату получает в
Вачской ЦРБ. Зарплата невелика. На нее на такси не покатаешься. Вот и приходится надеяться лишь на свои ноги.
— Два часа с лишним пешком в пути, — прикидывает Надежда Борисовна.
Она еще относительно молодая. А каково больным старикам? Например, Римме Черновой из соседней деревни Дьяково, которой необходимо часто наведываться в районную поликлинику после серьезной операции. Или жителям деревни Сурск, куда вообще не ходил никакой транспорт, — они сначала добираются через речку до Алтунина.
— Дети теперь тоже пешком ходят в музыкальную и художественную школу в Вачу, — подхватывает Любовь Филатова. — В районной администрации проблему решить не помогают, только советуют отправлять учеников на такси.
Автобус заменит велосипед?
Алтунино тоже считается крупным селом, жителей свыше 800 человек. Сельчане отправили письма с просьбой помочь в различные инстанции.
Ответ пока пришел только от главы администрации Вачского района Юрия Гаврилова. Он сообщил: ведутся переговоры с Павловским пассажирским автопредприятием об организации дополнительного рейса в Алтунино, но пока положительного результата не достигнуто.
— Сумма, которую запрашивает ПАП, неприподъемная для нашего бюджета, — признается начальник управления ЖКХ, жилищной политики, транспорта и связи Вачского района Виктор Гуреев. — Район на 80 процентов дотационный, своих средств нет. Пытались найти предпринимателей, занимающихся частным извозом, но, согласно требованиям пассажироперевозок, нужно дооборудовать транспорт — установить таксометры и тахометры плюс страховка пассажиромест. Невыгодно.
— Летом пассажиропоток уменьшается в два-три раза, многие жители ездят на велосипедах и мотоциклах. Автобусы нередко ходят полупустыми, — продолжает Виктор Геннадьевич. — Раньше до многих населенных пунктов жители добирались пешком — автобусов вообще не было, и никто не возмущался.
— Так что же, назад, в каменный век?
— Нет, конечно. Прорабатываем этот вопрос на всех уровнях.
Работать совместно, а не жаловаться
У Павловского пассажирского автопредприятия свои трудности. Оно переживает не лучшие времена. Областные дотации уменьшились более чем на 50 процентов.
— В течение многих лет мы, несмотря на их убыточность, обслуживали маршруты Вачского района, — говорит заместитель директора МУП «Павловское ПАП» Георгий Белышев. — Попросили нас открыть маршрут Вача — Давыдово — пошли навстречу. Всего три месяца перечисляли средства, а потом «забыли». Два года назад открыли маршрут на Степаново, возмещали убытки месяц, а автобус туда ходит до сих пор. Только за три месяца убыток составил 2 миллиона рублей. А возмещено 500 тысяч.
Пассажирское предприятие к тому же содержит на своем балансе и котельную на автостанции в Ваче. Два года назад руководство Вачского района пообещало взять ее в собственность, но ничего до сих пор не изменилось.
— Министерство транспорта требует, — продолжает Георгий Федорович, — чтобы наше предприятие работало с прибылью. Но как? Пассажиров все меньше, а гонять туда-сюда полупустые автобусы — удовольствие дорогое. В мае автобус в Алтунино еще будет ходить. Потом вряд ли, если возмещать убытки так и не будут.
Такова позиция и главы МСУ Павловского района Виктора Куренкова.
«Нужно выстроить нормальное экономическое отношение безубыточной работы пассажирского автопредприятия как в Павловском, так и в Вачском районах» — это цитата из его письма руководству ПАП.
В администрацию Вачского района отправлено новое соглашение, и пока неизвестно, чем закончится эта история.
Светлана ГУНДОРОВА.{jcomments on}
-
Вачский район.