Posted in Традиции
11.04.2013

Зрители пустились в пляс

В чем убедились зрители на первом окружном фестивале «Играй, гармонь!», организованном журналистами газеты «Семеновский вестник» при поддержке отдела культуры администрации округа.

Его главным вдохновителем стал журналист Юрий Храмов, сын агронома и, к слову сказать, сам агроном по образованию. Как и многие деревенские мальчишки, гармонью заболел с детства, а уж когда в третьем классе привез отец Владислав Федорович хромку с базара, не было счастливее парнишки на земле. Первые уроки игры дала ему мама Анна Андреевна, большая любительница попеть. Вместе и разучили сормача.

К старшему Храмову гармонисты заходили часто. Юрий у одного переливчик перенимал, у другого — задорный наигрыш. С тех пор гармонь его заветная подруга. С ней и в институте на смотрах выступал, и на картошку ездил. За гармонь да за добрый отзывчивый нрав и любят Храмова. Он, действительно, из увлекающихся натур, которому скучно жить просто для себя. Взял, например, и организовал футбольные команды из местных мальчишек. А о своей мечте Юрий говорил при каждой встрече — возродить в Семенове фестиваль гармонистов, который уже много лет не проводился.

И вот в назначенный час тринадцать лучших гармонистов с потехинскими, жилинскими, сухаревскими гармонями поднялись на сцену.

Такого аншлага в зале, поверьте, не было уже давно. Народ быстро понял, что стульев «в партере» не хватит, и рванул на балкон. Глава округа Николай Носков по-приветствовал всех, и началось…

После выступления любимца семеновцев Николая Коряжкина из Деянова у зрителей ноги начали понемногу приходить в движение — его знаменитые переборы сработали. Когда заиграл Иван Смелышев из Семенова, и руки такт стали отбивать.

— Иван свою гармонь как самую дорогую реликвию хранит, в 1920-е годы сделана, — комментировал выступление Юрий Храмов.

Скажите, вы слышали песни Булата Окуджавы под аккомпанемент гармони? Я — нет, и подобное «смешение стилей» казалось мне неуместным. Но странно, знакомые стихи гармонично сливались со звуками. Это гармонист из Фундрикова, Алексей Большаков, выступал.

В зале сидели и не просто зрители, ведь так или иначе каждый был в родстве (пусть и на седьмом киселе) или со знаменитыми создателями гармошек (были, как известно, в Семенове и артели, и знатные мастера), или талантливыми гармонистами, частушечниками. Как было любопытно посмотреть на правнучку одного из братьев Потехиных — Ирину Молькову. Сколько лет прошло, а за знаменитой «потехинкой» до сих пор идет охота, но кто же расстанется с такой ценностью. И еще одна родственница Потехина выступила — Альбина Дворянинова. Сотни частушек в ее памяти. Кого оставит равнодушным «Одинокая гармонь», особенно если ее исполняют виртуозы из Осинок Валерий Андреев и Вячеслав Маслов? Руководитель Боковского территориального отдела Алексей Кудряшов порадовал песней о любимых женщинах.

Потом не выдержал и запел зал. Вначале вполголоса, когда Виктор Осьмушников из Семенова заиграл попурри на тему русских песен. Вместе с семейным дуэтом, Игорем и Дмитрием Бездушными, зал пел уже во весь голос. Кстати, на Диму смотрели как на «надежду жанра». Молод, красив, гармонь любит.

Но и самые старшие имели успех. Чуть замешкался с заявкой ветеран Герман Митряев, и в программу его не включили. Прибыл гармонист прямо в разгар фестиваля и взмолился: «Как же без меня?!» Уважили.

Когда выступал Николай Цветков, в пляс пустились и стар, и мал. Устроители с опаской поглядывали на балкон, отбивающий дробь. Душа, что называется, развернулась, а возвращаться обратно не хотела. Сначала гармонистов не отпускали со сцены, потом — с площади у ДК. Они вытирали пот и играли еще. И все воскресенье людей, побывавших на концерте, сразу отличали — лица у них были счастливые.

Светлана БАРМИНА.

Семеновский городской округ.

Ведущий фестиваля Юрий Храмов: «Танцуем все».

Из истории

Гармонь была изобретена петербургским мастером, чехом по национальности, Франтишеком Киршником в 1780 году. До этого считалось, что музыкальный инструмент появился в Европе. Однако на самом деле до Европы гармонь добралась лишь спустя 40 лет.

Первая модель русской гармоники не сохранилась. Позже мастера создали ее точную копию: небольшой инструмент, на котором одной рукой музыкант должен был нажимать на клавиши, а другой — поднимать и опускать мех. Такая гармонь не похожа на привычные баяны и аккордеоны.

Но на Руси гармошка прижилась не сразу. После того как состоялось рождение, про нее забыли на долгие годы. И только после того как в странах Западной Европы наладили производство музыкального инструмента, он покорил и Россию.

Гармони, близкие к современным, появились в ХIХ веке. Каждая губерния имела свою модель. В производстве использовали то, что было под рукой. Например, в Туле для изготовления язычков инструмента применяли металл, оставшийся от производства самоваров. На основе русской гармони возникли фисгармония, баян, концертино, бандонеон, губная гармошка.