Бойцы 322-й стрелковой дивизии принимают знамя. Нисон Капелюш
Posted in Поиск "ЗН"
18.04.2011

Долгая дорога к отцу

Сразу, что бросилось в глаза: на столе в кухоньке деревенского дома, куда пригласила нас Лидия Павловна Пашарина, раскрытый на странице «Калужская область» «Большой атлас дорог России» и кипа распечатанных на принтере бумаг.
«Поисковые отряды в Калужской области… Солдатская братская могила… Пытались отстоять деревню Речицу… Уроженцы Горьковской области…» — читалось в них. В атласе отмечены крестиком несколько населенных пунктов — Думиничи, Хотьково… Как рассказала Лидия Павловна, заглядывать в него в последнее время хочется часто. И вспоминать…
— Отец был простой человек, крестьянин, работяга, — рассказывает Лидия Павловна. — Первый отделился от семьи, женился. Жили мы в Горьковской области, в деревне Туманино Шахунского района. Отец построил свой дом, работал в колхозе…
Мне было всего три года, когда отец, а за ним и братья ушли на фронт. Его я почти не помню…
Как рассказывала мне мама, военные приехали прямо на поле, где папа работал с бригадой, огласили список, сказали: «Быстро по домам, собирайте вещи и отправляйтесь на мобилизационный пункт».
Отец с фронта писал домой письма. Рассказывал, что немцы сильно прут на Москву, что его дивизию перебросили на смоленское направление. Оттуда он прислал три письма — в них рассказывал о боях, солдатской жизни, писал, что очень скучает…
А зимой 1942 года домой неожиданно пришло извещение о том, что отец пропал без вести.
Все военные годы мама надеялась на чудо, ждала отца. Не верила, что он мог погибнуть на войне. Рассказывала, что ей часто казалось, будто папа вот-вот войдет в двери. Или соседи принесут новость, что отец жив, приехал в деревню, идет домой.
После Великой Отечественной в деревне была нищета. Мы с мамой перебивались с хлеба на воду, пока брат не позвал нас сюда, в Еврейскую автономную область, по переселению.
Писал, что жить здесь легче, работа есть. Сам он уже работал в Биробиджане строителем. Так я оказалась в ЕАО и почти все это время прожила в Валдгейме.
Неожиданное сообщение об отце Лидия Павловна после всех долгих лет смутных надежд и почти невозможных ожиданий получила в 2009 году. Вдруг позвонили племянники из Калужской области, рассказали о работе здешних поисковых отрядов, о найденной братской могиле. Многих в той могиле удалось опознать. Поисковики составили список имен и фамилий бойцов, который разместили в СМИ, — вдруг да откликнутся родственники солдат? Племянники сразу увидели: «Бурков Павел Григорьевич, красноармеец, уроженец Горьковской области…»
— Почти сразу позвонили мне, рассказали, что знали, — вспоминает Лидия Пашарина. — Сказали, что сообщили обо мне поисковикам. Чуть позже от них пришло официальное письмо с приглашением приехать.
Надо же, у отца 25 января был день рождения, а 27‑го числа было сражение у этой деревни Речицы… — голос Лидии Павловны задрожал, женщина утерла слезу. — Как я тогда плакала…
Почти у всех солдат в той могиле удалось найти капсулы-патроны с личными данными.
В руках у Лидии Пашариной фото отца, переснятое со старой потертой фотографии. Павел Бурков запечатлен на ней в красноармейской форме еще времен Гражданской войны — молодой парень с открытым лицом, в буденовке, шинели… Это единственное сохранившееся фото отца Лидии Павловны.
Свидетели рассказывали, как советские солдаты, пытаясь отстоять Речицу, приняли неравный бой с немцами. Жители потом видели, как буквально горела земля в том месте, таял снег, черный дым застилал небо. А после сражения, когда все стихло, были слышны одиночные выстрелы — немцы добивали раненых русских солдат.
— Кто знает, быть может, и был еще жив в те мгновения мой папа, — слова даются Лидии Павловне нелегко. — Может, не в бою он погиб, а уже раненный, чуть позже…
Я сразу засобиралась на могилу к отцу вместе с зятем Андреем и внуком Ваней. Но денег на проезд не было. За помощью обратилась в общественную приемную Владимира Путина в Биробиджане, рассказала свою историю.
Помогли нам, оплатили стоимость билетов для меня на самолет туда и обратно.
Лидия Пашарина взволнованно вздыхает: «Приехала, по-
здоровалась с отцом…»

Олег ЧЕРНОМАЗ.
Фото автора.
г. Биробиджан.

Мы продолжаем публиковать фамилии солдат 322-й стрелковой дивизии, чьи останки найдены в деревне Речице Калужской области. В следующем номере газеты будет напечатано продолжение. Очень надеемся, что в поиск включатся редакции районных газет. Ждем писем и сообщений от родственников солдат, чьи фамилии уже опубликованы сегодня.

{jcomments on}