Чаю не пить — последним быть
В разговорной речи форма на -у (-ю) у существительных мужского рода с вещественным значением в родительном падеже единственного числа встречается при обозначении части целого: стакан чаю (ср.: вкус чая), килограмм сахару (ср.: сладость сахара), налить кипятку (нет кипятка), достать воску, лаку, тесу…
С окончанием -у употребляются, как правило, существительные, имеющие в своем составе уменьшительный суффикс: выпить кваску, коньячку, поесть медку, сырку. Если при существительном стоит определение, то обычно употребляется форма на -а (-я): стакан крепкого чая, пачка душистого табака.
Отметим, что формы на -у (-ю) в современном языке убывают и в разговорной речи, и в художественной литературе, следовательно, возможны вариантные окончания: стакан чаю — стакан чая, много народу — много народа. Что касается научного и делового стиля, то формы на -у (-ю) в них не используются.
На самом деле наоборот — следует спрашивать в очереди, «кто последний?», а не «кто крайний?». У каждого ряда предметов есть по меньшей мере два края, и слово «крайний» стало употребляться в подобных ситуациях из-за того, что слову «последний» нередко придается неодобрительное значение — «плохой», «никуда не годный» (последний негодяй, как последний дурак, ругать последними словами). Но слово «последний», как и многие другие слова русского языка, многозначное, среди его значений и такие, как «самый новый», «современный» (последние технологии, последние известия, по последнему слову техники и т. п.).
Известно, что употребления слова «последний» избегают носители языка, профессия которых связана с постоянным риском для жизни: летчики и космонавты, водолазы и альпинисты, артисты цирка и др. Они избегают двусмысленных сочетаний «последний полет», «последний прыжок», что психологически вполне понятно и объяснимо.
Рубрику ведет Наталья ОГАНИНА,
филолог. 417-41-02