Тайна, которая есть?
Вроде давно уже озвучены официальные результаты расследования гибели космонавта, однако различные (порой крайне сомнительные) версии тех трагических событий продолжают появляться.
Освоение целины
Полет Гагарина был настоящим прорывом советской науки и техники. Это был триумф всего Советского Союза! 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур была запущена ракета-носитель «Восток» с кораблем “Восток-1”, на борту которого находился Юрий Гагарин. Корабль вышел в космос, сделав оборот вокруг планеты. Мало где об этом сообщалось, но на орбите космонавт провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Заметил, что карандаш в невесомости летает, и в дальнейшем посоветовал коллегам привязывать какие-то необходимые вещи.
Кстати, даже в его успешном космическом полете было такое, что сейчас заставляет вздрогнуть. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 километрах от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе села Смеловка. Первыми людьми, которые встретили космонавта после полета, оказались жена местного лесника Анихайят Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита.
Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона ПВО и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: “Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет”.
Кстати, как гласит легенда, прямо на месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос — медаль “За освоение целинных земель”. Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. Сразу после полета воинское звание Гагарина было повышено со старшего лейтенанта аж до майора, минуя капитана. Впоследствии Гагарин был назначен старшим инструктором-космонавтом, а затем командиром отряда космонавтов. Первопроходец космоса активно участвовал в общественно-политической жизни страны.
Сделали выводы
Его гибель стала настоящей трагедией для всего мира. Помню свое первое четкое детское воспоминание. Нас, малышей, ведут по коридору детского сада, и плачут все: воспитатели, нянечки, даже грозная заведующая. Ну и мы, малышня, еще даже не понимая, в чем дело, тоже коллективно выли в голос как один. Дома отец, летчик дальней авиации, скорбно объяснил: разбился Гагарин. Это врезалось на всю жизнь.
В связи с гибелью Юрия Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур. Если верить историческим первоисточникам, это был первый случай в истории СССР, когда день траура объявили в память о человеке, не являвшемся на момент смерти действующим главой государства. Ранее общенациональный траур объявляли только в связи со смертью вождей — Ленина и Сталина.
Не будем сейчас рассказывать биографию Гагарина — в последние годы ее повторяли очень часто. Но вот в самом трагическом эпизоде его жизни, пожалуй, стоит разобраться отдельно. 27 марта 1968 года Юрий Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полет на самолете МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора Владимира Серегина, вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Споры о причинах и обстоятельствах авиакатастрофы не утихают до сих пор.
Учебный полет на стандартном истребителе 45 лет назад закончился трагедией. Гагарину было всего 34, и на момент гибели он был наиболее вероятным кандидатом на то, чтобы возглавить советскую экспедицию по высадке на Луне (в этом американцы опередили СССР в 1969 году)…
Официальные выводы Государственной комиссии были таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил. Комиссия КГБ обнаружила многочисленные нарушения наземного персонала аэродрома. Есть и другие выводы, опубликованные уже после развала СССР.
По выводам некоторых экспертов, самолет вошел в “черное пике”, выйти из которого уже не смог, а пилоты, судя по всему, потеряли управление. Тогдашний руководитель страны Леонид Брежнев якобы запретил обнародование результатов и отправил
30-томный доклад в архив — во всяком случае, такие данные содержатся сразу в нескольких версиях трагедии. Следователям якобы запретили публиковать свои выводы под предлогом того, что это “расстроит” страну. А вскоре дело и вовсе было забыто, поскольку советские танки вошли в Чехословакию — грянула “пражская весна”…
Слухи и сплетни
Что произошло с Гагариным на самом деле, как пишут некоторые историки, в подробностях не рассказали даже его семье, что много лет спустя якобы побудило его мать задаться вопросом, а не был ли он убит брежневским режимом. Теория эта, в свое время подогреваемая официальным “молчанием”, жива, между прочим, до сих пор и периодически кочует из издания в издание. С годами теории заговора множились как грибы.
Начали всплывать и другие теории, порой самые несуразные. Были даже и такие: мол, оба пилота перепились и потеряли управление машиной. Мол, после триумфального возвращения на землю Гагарину было сложно привыкнуть к пришедшей к нему славе, и он якобы начал пить… Говорили даже, что его похитили инопланетяне. Что он выжил в катастрофе и умер в советской психбольнице в 1990 году. Или что Серегин убил их обоих, потому что завидовал Гагарину. Или что Гагарин инсценировал собственную смерть и сделал пластическую операцию и что его сбило ЦРУ. Следователи также высказывали предположения, что самолет столкнулся с посторонним объектом, аэрозондом или стаей птиц, но не нашли на фюзеляже никаких следов, подтверждающих эту теорию. Не нашли они и сбоев в двигателях или системе управления…
Кстати, никто не мог понять, почему два опытных пилота не катапультировались из самолета. В российских СМИ в то время сообщалось, что Гагарин героически остался у штурвала, чтобы помешать самолету врезаться в близлежащую школу, но никаких доказательств этой версии предложено не было. Согласно одной из публикаций в Интернете, расследование, проведенное в 1986 году, предположило, что гагаринский МиГ-15 был сбит с курса турбулентностью, вызванной сверхзвуковым летательным аппаратом, находившемся в том районе.
Чья это трубка?
Александр Артемович Сытник, в недавнем прошлом преподаватель Московского энергетического института, а ныне пенсионер, поделился воспоминаниями:
— Мы с супругой работали преподавателями, я — в институте, она — в школе, а летние каникулы начинались у нас в одно время. На лето мы ездили к бабушке в деревню, там у нас было общее пристанище.
Гагарин разбился, как писали в газетах, в поселке Новоселово, а на самом деле это произошло ближе к нашей деревне, около Старого Села. В четырех километрах это было. В общем, недалеко.
Приехав, первым делом мы решили сходить на то место, где он разбился. Нам соседи рассказали, где все случилось: мы это место хорошо знали, я закоренелый грибник, хорошо знал всю округу. На самом деле гибель произошла в районе между селами — Новоселовом и Старым Селом. Есть там по сей день местечко — сельский погост, церковь и сельское кладбище. Самолет разбился метрах в ста от этого места. Запущенное место, лес, болото. Мало кто туда ходил. Но нашли место гибели быстро.
Рядом проходила ЛЭП — линия высоковольтной электропередачи, вот именно на нее самолет и упал, словно по трагической символике: рядом с кладбищем.
На месте гибели уже находилась охрана: стояли две палатки, солдаты сделали барьер из кольев. К месту ЧП нас не пустили, завернули обратно. Мы прошли несколько шагов, смотрю: под кустами что-то блестит. Поднял, а это кусок дюралевой трубки, да еще пахнет керосином.
Я работал в Московском энергетическом институте преподавателем начертательной геометрии. Взял этот кусок трубы и понес капитану Скобельцыну. Помните, такой был председатель по присуждению Ленинских премий? Так вот у него был племянник, этот мой знакомый.
Я показал ему дюралевую трубку и сказал: «Знаешь, откуда это?» Он повертел ее в руках и говорит: «Керосином пахнет, значит, из какого-то самолета». Тогда я рассказал, где ее нашел. Он и говорит: “Дай покажу ее ребятам”. Я отдал и больше этой трубки никогда не видел. А там по связям пошло. И дошло до генералов, а потом попало в органы. Сами знаете какие…
Меня попросили написать рапорт, где и когда я это нашел: я нарисовал схему, отдал. Через некоторое время поинтересовался, мол, как дела. Мне ответили, что моя находка, дескать, никакого отношения к самолету Гагарина не имеет: мол, там летел какой-то самолет, он “уронил” эту деталь. Какой другой самолет? У нас рядом запретная зона, там находился ракетный защитный пояс Москвы. С востока на запад по этой бетонке проходила защитная полоса, за которую от Москвы и до Владимира строго запрещалось летать самолетам. Все местные об этом знали.
— Как вы думаете, почему самолет Гагарина и Сергеева залетел в эту зону?
— Все версии, которые были в печати и о которых говорили по телевидению, — все это ерунда. На самом деле, считаю, Гагарина сами запустили, сами и сбили. Внутри этого защитного пояса находились радарные станции, ракетные установки, проводились учебные стрельбы и прочее. Так что самолеты в этом районе, где Гагарин с Серегиным оказались, никогда не летали.
У города Киржача был аэродром, где готовили десантников. И Гагарин с Серегиным летели из этого города по направлению к Москве вдоль высоковольтной линии. Непонятно, как они попали на эту большую радарную станцию около города Кольчугино.
Бум! — и взрыв…
Существовал известный закон: когда самолет летит, радарная станция запрашивает специальным кодом, свой или чужой. Если самолет не отвечает, то нажимают кнопку — и самолет сбивают.
Здесь, видимо, так и получилось. Они, скорее всего, без разрешения полетели. Почему я так думаю? Потому что был у меня тогда сосед в Старом Селе. Вот он мне и рассказывал, что дело-то было ранним утром, сидел он на завалинке, курил и вдруг услышал: бум! Это значит, ракету запустили. Когда ракету запускают, она преодолевает звуковой барьер. Скорость превышает скорость звука, происходит хлопок, вроде взрыва. И ракета улетает. А тут, говорит, раздался «бум!», а после такой мощный взрыв прогремел, что сосед мой подумал, что у него в избе стекла сейчас вылетят.
— Что-то он видел?
— Никто ничего не видел, это за лесом случилось. Погода ясная была: самолет упал прямо под березу. Я видел после, как он верхушки посшибал у деревьев. Почти отвесно упал. Если провести вертикаль, отклонение от нее было небольшое: градусов 10-15. Словно камнем падал, рухнул вертикально. Почему и связь с ним прервалась сразу… А вертолетам сразу место нашли для посадки, потому что точно знали, где разбился. Вертолеты приземлились четко у того места!
— Почему они летели таким маршрутом, почему не ответили на запрос?
— У них была учебная спарка. По-моему, они самовольно летели. Почему-то не было черного ящика, где записаны все переговоры с самолетом и который всегда ищут после аварии. Все лето до самой глубокой осени вокруг ходили крепкого телосложения люди и все что-то искали. Оказывается, искали черный ящик. А он упал километрах в 10-15, в другом месте.
А когда мы пошли туда еще раз, уже осенью, то моя племянница Ксенька, ей было лет 10-12, такая востроглазая, снова нашла деталь от разбившегося самолета. Тогда уже охрану сняли, которая все лето там следила за местом гибели. А мелкие части самолета-то взрывом разбросало. Она нашла коробок металлический.
Наш родственник, связанный с авиацией, привел к нам товарища. Мы ему и показали деталь. Он ответил, что эта часть принадлежит фонарю — от кабины самолета. Коробочка-то оказалась знаменательной — деталью от механизма, который закрывает и открывает фонарь кабины.
Но я уже не стал никому ничего ни говорить, ни показывать. Обломок закопали, поставили сверху камень-отметину. Через несколько лет, когда пришли, это место я уже, к сожалению, не нашел.
Андрей МАЛАХОВ,
Дмитрий ЛЫСКОВ. (prawda.ru)