Для знатоков истории
Уважаемые школьники! Редакция газеты «Земля нижегородская» и исторический факультет Нижегородского государственного педагогического университета приглашают вас принять участие в олимпиаде по истории, которая будет проходить в три тура. Первые два тура заочные. Задания для них публикуем сегодня. Очный будет проходить в университете 26 апреля.
Прошедший год был Годом российской истории. А 2013-й объявлен в Нижегородской области Годом культурного наследия.
Победители олимпиады будут награждены почетными грамотами и ценными подарками. Учителям, подготовившим участников олимпиады, будут вручены сертификаты НГПУ.
Первый тур
К 400-летию династии Романовых
Задание 1
Вожди земского и казацкого ополчения князья … и … разослали по всем городам государства повестки, призывавшие в столицу духовные власти и выборных людей из всех чинов для земского совета. Когда выборные съехались, был назначен трехдневный пост, которым представители Русской земли хотели очиститься от грехов …, перед совершением такого важного дела. По окончании поста начались совещания. Единомыслия не оказалось.
1. Вставьте пропущенные слова.
2. О каком событии идет речь?
3. Кто автор приведенного отрывка и из какого сочинения он взят?
7 баллов
Задание 2
С летами он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую его заграничную поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до … ремесел. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми зубами — памятник его зубоврачебной практики. Но выше всего ставил он мастерство …
1. Вставьте пропущенную цифру и слово.
2. О каком русском царе идет речь?
3. Кто автор приведенного отрывка и как называется его сочинение?
7 баллов
Задание 3
Погрозив расправиться со всеми виновными как следует, … принялась внимательно рассматривать ружье, только что поднесенное ей тульскими оружейниками. Известно, что она чрезвычайно любила охоту и стрельбу из ружей, в которой приобрела такую сноровку, что без промаху попадала в цель. Во внутренних покоях ее стояли всегда заряженные ружья; она стреляла из них через окна в пролетавших мимо дворца галок, воробьев и ласточек.
1. О какой русской императрице идет речь?
2. Кто автор приведенного отрывка?
3. Из какого исторического романа он взят?
5 баллов
Задание 4
Императрица … скончалась …, в самый разгар войны России с …. Войска … были уже не те: лучшие его офицеры убиты или взяты в плен.
За год перед тем отряд генерала-поручика Петра Ивановича Панина овладел …. Казаки с союзниками — кроатами опустошили столицу …, разграбили в ней до трехсот домов, не пощадили и загородного королевского дворца.
1. Вставьте пропущенные слова.
2. О каком событии идет речь?
3. Из какого исторического романа взят отрывок и кто его автор?
9 баллов
Задание 5
Что побудило нового …, заведомого консерватора, вступить на путь коренных преобразований? Начинала ли в нем, питомце Жуковского, мерцать обидная мысль, что он — повелитель невольничьей страны, в которой идея государства как народного блага извратилась в нечто совершенно противоположное и ему с таким знаменем трудно будет вращаться в кругу европейских государей? Или массовое движение крепостного люда в … году, вместе с тяжелыми военными жертвами, павшими на сельское население, обострили в … чувство боязни за существующий порядок при его неизменяемом продолжении и помогло почувствовать себя над «вулканом».
1. О ком из русских императоров идет речь?
2. Кто из русских историков выразил эту мысль?
3. В каком историческом сочинении?
7 баллов
Второй тур
1943-й — переломный год Великой Отечественной войны
Задание 1
Проставьте необходимые данные в места, обозначенные квадратными скобками. Определите, о каком сражении идет речь и кто автор высказывания.
[День] [месяц] [год] года взятием [название города] завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны. Закончилось оно разгромом главной группировки немецких войск, на которую Гитлер возлагал так много военно-политических надежд.
Каковы же итоги [название битвы] битвы?
[Число] дней продолжалась эта величайшая битва наших войск с немецко-фашистскими войсками. Она закончилась победой Красной Армии, разбившей [число] отборных немецких дивизий, в том числе [число] танковых. Эти дивизии потеряли больше половины своего состава.
Общие потери вражеских войск составили более [число] тысяч человек, около [число] танков, в том числе большое количество «тигров» и «пантер», [число] тысячи орудий и свыше [число] самолетов. Такие потери фашистское руководство уже не могло восполнить никакими тотальными мерами.
Призрак неминуемой катастрофы встал перед фашистской Германией. Поражение немецких войск вынудило гитлеровцев перебросить [название сезона] 1943 года на советско-германский фронт с других фронтов [число] дивизий и значительные части усиления, ослабив тем самым свои войска в Европе.
Попытка Гитлера вырвать стратегическую инициативу из рук советского командования кончилась полным провалом. Это свидетельствовало об истощении Германии. Никакие силы теперь ее уже не могли спасти. Вопрос был лишь во времени.
16 баллов
Задание 2
Проставьте необходимые данные в места, обозначенные квадратными скобками. Определите, о каком сражении идет речь и кто автор высказывания.
В третьей фазе, после провала попыток деблокады и отсутствия обещанной помощи, необходимо было выиграть время, чтобы позволить восстановить южную часть [название фронта] фронта и спасти крупные [эпитет, обозначающий название народа] силы, находившиеся на [название географического региона].
Можно было полагать, что в случае неудачи вся война будет проиграна только в результате громадного по масштабам поражения на [название фронта] фронте.
Поэтому вышестоящие командные инстанции выдвинули теперь аргумент, что необходимо «выстоять до конца», чтобы предотвратить самое худшее для всего фронта. Таким образом, вопрос о сопротивлении [номер армии] армии под [название города] сводился к следующему: при той обстановке, как она мне представлялась и о которой мне докладывалось, полного поражения можно было избежать только крайне упорной обороной [номер армии] армии под [название города]. Следовательно, [номер армии] армия должна была принять на себя невиданные жертвы, чтобы спасти других. В этом смысле были составлены радиограммы последних дней: «Важен каждый час». Преждевременное прекращение сопротивления под [название города] означало бы, что я дал толчок к проигрышу войны и что мои действия, как я тогда это представлял себе, были бы направлены именно против [эпитет, обозначающий название народа] народа.
При том положении вещей, какое сложилось на рубеже [год]-[год] годов, я надеялся путем длительного упорного сопротивления под [название города] служить интересам [эпитет, обозначающий название народа] народа, так как мне казалось, что поражение на [название фронта] фронте исключит всякий политический выход.
Мне тогда совсем не приходила в голову революционная мысль о том, чтобы сознательно вызвать поражение и тем самым привести к падению [фамилия] и [название режима] режима как препятствия для окончания войны. Мне также не было известно, чтобы подобное мнение высказывалось среди моих подчиненных.
19 баллов
Задание 3
Проставьте необходимые данные в места, обозначенные квадратными скобками. Определите, о каком сражении идет речь и кто автор высказывания.
[Число] [месяц] положение [номер армии] армии значительно ухудшилось. Деблокирующее наступление армейской группы [фамилия военачальника] окончилось неудачей, обещанное снабжение по воздуху не поступало. Тем не менее армия еще была боеспособной и находилась всего на расстоянии 65 км от ближайшего участка [эпитет, обозначающий название народа] фронта. При сложившейся в то время общей обстановке она могла бы спасти большую часть своего личного состава. Поскольку можно было ясно предвидеть, что эта возможность через несколько дней исчезнет и не возобновится, нарушение приказа [фамилия военачальника] было бы оправданно.
[Число] [месяц] условия для выхода из окружения уже больше не существовали, так как армия уже была небоеспособна, а [эпитет, обозначающий название народа] и союзные войска находились от нее на расстоянии 200 км.
Обстановка и состояние [номер армии] армии в последующие дни ясно видны из сообщения [воинское звание] [фамилия военачальника] [число] [месяц]. Все же в тот день, [число] [месяц], у нее еще было значительно больше [число] 000 человек.
То, что ответственный за свои войска командующий в такой обстановке, вместо того, чтобы действовать самостоятельно, запросил разрешения у верховного главнокомандующего, находившегося за 2000 км от фронта, не соответствовало духу [эпитет, обозначающий название народа] воинских традиций. [Число] [месяц] были налицо уже такие убедительные признаки страшных размеров надвигающейся катастрофы, что [воинское звание] [фамилия военачальника] в соответствии с традициями армии имел право и был обязан по-ставить ответственность за жизнь более [число] 000 человек выше ставшей уже беспредметной боевой задачи.
25 баллов
Свои ответы присылайте по адресу: istorikiol@yandex.ru