28.03.2013

С гипермаркетами справились. На очереди рынки

Опыт проверок у «добровольной дружины» уже имелся. Кто-то в прошлом был общественным контролером, у некоторых даже остались удостоверения инспекторов «Народного контроля». Впрочем, официальных полномочий на проведение рейдов женщинам никто не давал, и поначалу движение выглядело «партизанщиной».

Товары, конечно, в свободном доступе, но работникам торговых залов совсем не нравилось излишне пристальное внимание народных контролеров к срокам реализации, целостности упаковки и точности фасовки продуктов. Поначалу конфликты были нередки. Но так как требования добровольной дружины были вполне законны, продавцам приходилось подчиняться.

Да и обычные покупатели поддержали это движение.

Активисты в каждом микрорайоне

За год отряд общественных контролеров вырос почти вдвое. На очередном заседании городской думы было решено «партизанский» статус контролеров сменить на официальный. Так родился городской проект «Народный контроль».

Для защиты прав потребителей и обеспечения баланса интересов в цепочке «производитель — продавец — потребитель» в каждом комитете управления микрорайоном создана группа из представителей советов ветеранов, общества инвалидов, молодежных организаций. Образуя комиссии, контролеры будут проводить рейды по торговым точкам, аптечным киоскам, чтобы выявлять просроченные продукты, отслеживать цены на товары первой необходимости, лекарственные препараты и алкогольную продукцию. Проверке подлежит и качество обслуживания. Обращается внимание даже на наличие и отсутствие пандусов для инвалидов-колясочников.

В ходе организационных собраний членам «Народного контроля» рассказывают об их полномочиях, знакомят с изменениями законодательства в сфере торговли и советуют, как лучше себя вести при общении с работниками торговли. Участников проекта отличают специальные бейджи «Народный контроль», им выдаются бланки протоколов для оформления выявленных нарушений. Эти документы адресуются для принятия решений в общество по защите прав потребителей или территориальный отдел управления Роспотребнадзора.

Старт проекта дисциплинировал продавцов. По наблюдениям членов комиссии, наиболее адекватно на работу народного контроля отреагировали крупные торговые центры. Продавцы и администраторы стали воспринимать контролеров как добровольных помощников. Все замечания принимаются к сведению, и нарушения в кратчайший срок устраняются.

Иначе реагируют торговцы на рынках и продавцы небольших киосков. Это и понятно, там нарушений больше, да и за покупателей особо не борются.

Предложения учитываются

Супермаркеты порой даже гордятся успешно прошедшими рейдами народного контроля. По словам продавцов, это повышает доверие покупателей.

Исполняющая обязанности директора одного из крупных магазинов города Татьяна Артамонова говорит:

— Для нас народный контроль – это буквально ежедневная практика. Наши постоянные покупатели уже привыкли быть такими вот контролерами, подсказывать нам, если мы что-то упустили или не заметили. Проверки тонизируют, по каждому замечанию мы даем задания персоналу, и это позволяет быть конкурентоспособными…

В рейд по этому супермаркету журналисты отправились вместе с комиссией. Администраторы и продавцы к работе контролеров отнеслись доброжелательно. Документация на товары, информация о ценниках и поставщиках предоставлялась быстро. Члены комиссии подтвердили, что диалог с работниками торговли удалось выстроить на партнерских началах.

Кстати, сегодня контролеры еще и передают пожелания покупателей. Например, недавно было внесено предложение производить фасовку сахарного песка или круп в более округленных величинах. И эта просьба уже удовлетворена. Если прежде можно было встретить фасовку по 1,75 или 0,45 кг, то сегодня пакеты весят ровно по 0,5 либо 1,0 и 1,5 кг. Вести расчет затрат стало гораздо удобнее.

В ходе рейда некоторое замешательство одной из членов комиссии вызвал «ржавый» цвет замороженной рыбы. Впрочем, нарушение фиксировать не пришлось. Продукт оказался доброкачественным, а вот упаковочная пленка не вполне соответствовала стандартам. Продавцы заверили, что больше пленку от этого производителя использовать не станут, чтобы не вводить в заблуждение покупателя.

— Мы проверяем магазины не по одному разу и без предварительных предупреждений, – поясняет Зинаида Ежова, член комиссии. – К нашим замечаниям прислушиваются, и дела пошли заметно лучше. И гигиена торговых залов, и качество продуктов стали повышаться. Нарушений все меньше. А вот на рынках вместо устранения проблем изобретают для нас новые отговорки. Например, просроченные продукты выдаются за товары для кормления животных. Но на ценнике это не указано. Так что есть еще недобросовестные продавцы.

Куратор проекта Оксана Емельянова отметила, что желающим примкнуть к «Народному контролю» путь в комиссию не заказан. Чем больше людей включатся в работу по устранению недостатков, тем быстрее будет наведен порядок в сфере торговли.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

г. Арзамас.