Posted in Увлечения
26.03.2013

Вдоль по радуге

Свою жену в первый раз он увидел на картинке. Вернее, на картине для вышивания, разделенной линиями на мелкие клеточки. Девушку, так похожую на нарисованную красавицу с озорным каре, он встретил однажды на улице. И влюбился раз и навсегда. Примечательно, что юную Валентину совсем не удивило, что ее жених, бравый офицер, в свободное время вышивает картины и подушки-думочки. Вот что значит родственные души, сама-то она шить любит.

Откуда такое увлечение у мужчины, да еще человека военного? Анатолий Викторович Безделев, майор в отставке, и сам не знает. В детстве, вспоминает, любил смотреть, как сестра думочки вышивала. Но только смотреть, ведь он в ту пору спортом увлекался. А однажды молодой офицер увидел в магазине очень красивый орнамент для вышивки, обыкновенная картинка, но захотелось купить и вышить…

Так и сделал. А потом пошло-по-ехало. Сначала подушечки и салфетки, потом картины вышивать начал. «Утро в сосновом лесу» — это «по Шишкину», «Итальянский полдень» Брюллова, «Дети, бегущие от грозы» — Маковский.

— Обратите внимание, как смотрят эти детишки, — говорит Валентина Ивановна Безделева, — как они испуганно глядят на небо!

Действительно, Анатолию Викторовичу удалось передать этот страх, как и на другой вышитой им репродукции картины Шишкина — прозрачность лесного утра.

— Очень тщательно подбираю цвет ниток, — рассказывает Анатолий Викторович, делая очередной стежок. Сейчас он вышивает трех васнецовских богатырей. — Иной раз купишь нитки, вроде бы зеленый цвет или голубой, а начнешь вышивать, оттенок не тот. Иногда приходится несколько ниток смешивать. Конечно, можно и первый попавшийся цвет взять, но я не привык халтурить. А уж если постараешься, результат радует: оттенки яркие, но естественные, нежные.

Но не только в плане цвета строг в работе майор. Иногда большую часть картины распарывал («не то что-то, не то…») и вышивал заново.

Работу свою делает мастер не по канве, вышивает на обычных вафельных полотенцах — картина больше размером получается. Это ноу-хау Анатолия Викторовича. Ни у кого не подсмотрел, сам придумал.

— Вот так сижу и вышиваю. Во-первых, есть чем заняться в свободное время, — объясняет он, — а во-вторых, спокойствие и умиротворение. А в таком состоянии души никакой самый дождливый вечер серым и бесцветным не назовешь.

В последние годы стал вышивать Анатолий Викторович иконы. «Богородица Казанская» — одна из недавно завершенных работ. Больше года вышивал ее бывший офицер. Хотя и прочие работы сделаны не за два дня. Ведь, помимо вышивки, у него есть еще хобби — переплетное дело.

— Дед мой старообрядцем был, — говорит Анатолий Викторович, раскладывая на полу и диване диковинные для несведущего человека приспособления. — Ему, помню, книги религиозные приносили переплетать. Я хоть маленький, а в своем уме инструменты его «сфотографировал». Это в Пензенской области было, а когда на Бор приехал, в мастерских при воинской части попросил их сделать по моим чертежам.

С тех пор появилось в доме множество подшивок газет и журналов: «Крокодил», «Веселые картинки», «Работница», «Здоровье», потом «ЗОЖ» и другие.

Приносят ему в ремонт книги, вырезки из газет собирает Анатолий Викторович воедино.

Но и на этом список его увлечений не заканчивается. Сад, рыбалка, грибы-ягоды, занятия с гантелями по утрам. Без всего этого Анатолий Викторович Безделев себя не мыслит. Ему 79, а он о болезнях и не думает.

Жизнь, она и вправду полосатая. Но, глядя на чету Безделевых, я подумала, что если в семье лад и есть дело, которое приносит умиротворение, то полоски эти не черные и белые. Они красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые.

Надежда МУРАВЬЕВА.

г. Бор.