Posted in .
07.03.2013

Возрождение — горькая насмешка

Беда не приходит одна

Во второй половине 1960 х годов в Княгининском районе рос и развивался племсовхоз «Возрождение». В одноименном поселке как грибы после дождя появились двух- и трехэтажные многоквартирные дома для тружеников полей, ферм и работников сельской инфраструктуры. Хозяйство стало одним из самых крупных в районе.

Увы, в перестроечные времена оно покатилось под гору и дошло до банкротства. Имущество ушло с молотка, а новый хозяин через пару лет продал оставшееся со всеми потрохами. Без работы остались десятки человек.

Некоторые мужчины стали ездить в дальние края на работу вахтовым методом, женщины устраивались на Княгининскую швейную фабрику… Но ездить в Княгинино довольно далеко, к тому же они не успевали забрать детей из садика и нередко увольнялись. Многим семьям пришлось сменить место жительства. Кому продавали квартиры, ставшие очень дешевыми? В основном горожанам из областного центра.

Активную деятельность развили городские риэлторы, прознав, что в Возрождении появился рынок жилья. Они стали переселять туда тех, кто не мог платить за свое жилье в Нижнем – в том числе и опустившихся, спивающихся, больных людей, согласных на любые условия, не замечающих, что их обманывают в цене. Несколько лет назад мы рассказывали в «ЗН» о парализованном человеке, которого принесли в одну из квартир и буквально бросили там. (Позже местные власти определили его в интернат.) Возрождение год от года все больше и больше превращалось в поселок переселенцев.

Беда не приходит одна. Перестал, как при социализме, дотироваться комплекс бытовых услуг, реформа ЖКХ требовала от граждан постоянно увеличивающихся плат за тепло, газ, воду, электричество… Надо ли говорить, что многие местные и приезжие безработные стали вносить плату от случая к случаю, а то и вовсе перестали платить. А позже выяснилось, что иных плательщиков… совсем нет!

Адрес неизвестен

В подъезде с покрытым тенетом потолком и следами кошек на полу дверные ручки на первом этаже буквально забиты белыми листочками. Это счета хозяевам квартир из Княгининского МУП «Тепловик-1», которое занимается в поселке отоплением, а также из ЖЭУ Княгининского МУП ЖКХ, от энергетиков… Видно, что до листочков никто даже не дотрагивается.

— Хозяева этих квартир «канули в неизвестность», — говорит глава Возрожденской администрации Ирина Бабушкина. — Кто-то уехал на заработки и вообще не возвращается. Кто-то умер, а дети в городе ничего не решают с жильем и даже носа к нам не показывают. Владельцев иных квартир, которых нашли риэлторы, вообще никто не видел ни разу.

Выяснилось, что некоторые квартиры риэлторы каким-то образом умудрились продать даже… со всеми долгами. Так что тепловики, коммунальщики, энергетики только зря переводят бумагу.

Как поведал начальник ЖЭУ Александр Андреев, пустых квартир в Возрождении 42 (в том числе и несколько муниципальных). Всего же жилой фонд насчитывает около 200 квартир, так что от пятой части хозяев уже годами не поступают платежи. У иных отсутствующих граждан долги доходят до 200 тысяч рублей, и таких неплательщиков немало.

— Как работать с отсутствующими, ума не приложу, — вздыхает Бабушкина. — А ведь эти пустые квартиры — самый сильный бич тепловиков и коммунальщиков.

В «Тепловике» тоже не знают, как воздействовать на тех, кого нет. Отключить квартиры от котельной? Но система отопления в поселке закольцована, и это невозможно. Да если бы и было возможно, нельзя прекращать подачу тепла даже в две-три квартиры в жилом доме. Что тогда будет в соседних в морозы?

Вот и получается, что тепловики не по своей воле вынуждены обогревать только стены, двери и окна, а не людей и поистине выбрасывать деньги на ветер. В ЖЭУ не поступает от хозяев пустых квартир плата за ремонт, которая остро необходима, например, на то, чтобы привести в порядок крышу того же дома. Впрочем, какая там крыша, если участку тяжело даже изыскать средства на покраску подъезда.

А на ноутбук
деньги есть…

Но вы ошибетесь, если подумаете, что злостными неплательщиками в Возрождении являются только отсутствующие. Иные из числа постоянно проживающих тоже следуют их печальному примеру. Мы заходили к одной женщине, переселившейся из областного центра, получающей пенсию. Спросили, почему накопила большие долги за тепло и коммунальные услуги.

— Продала трехкомнатную квартиру в Нижнем, на полученные деньги купила квартиру в городе дочери и себе с сыном в Возрождении, причем риэлторы меня надули. Взяла кредит на покупку телевизора, а еще ноутбука и телефона для внука. Вот расплачусь с кредитом и буду выплачивать долги, — поведала она.

Интересно, конечно, получается: без подарков внуку женщина обойтись не может, а в то же время бесплатно пользуется всем необходимым для жизни. Другая пенсионерка-должница тоже из Нижнего, приехала в Возрождение, чтобы «не мешать детям», надеясь, что здесь можно еще сэкономить и наследникам помочь материально. Наверное, помогает! Но почему за чужой счет?

— Думала, что найду здесь работу, чтобы дополнительные денежки появились, да какое там! — оправдывается она.

Между тем местные пенсионеры, которые когда-то остались без работы, а значит, потеряли часть пенсии (кстати, им до сих пор не выплатили заработанные деньги после банкротства), к своим обязанностям относятся по-другому. В одном из подъездов мы разговорились с Геннадием Ганиным. Он поведал, что жители подъезда все платежи вносят регулярно, даже стены сами покрасили, зная о тяжелой финансовой ситуации в ЖЭУ. На площадках чистота, за соблюдением которой следят сами жильцы.

— Не было бы таких, как Ганин, не было бы в поселке школы, дет-сада, здания администрации, за содержание которых отвечает бюджет, вообще непонятно, как бы существовал наш участок, — говорит начальник ЖЭУ. — Почти все средства уходят на «заплатки» и ликвидацию аварийных ситуаций. А ведь жилой фонд старый, изношенный, поэтому приходится выслушивать жалобы от людей…

Хозяйка одной квартиры (тоже переселенка) показывала нам с фотокорреспондентом отставшие от стен обои на кухне, под которыми чернела плесень, и высказывала недовольство тем, что работники ЖЭУ не могут капитально отремонтировать крышу. «А на что делать ремонт, если вы им совсем не платите, как и ваша соседка?» — спросили мы. В ответ — изумление на лице… А потом, конечно, оправдание: негде работать, а у нее несовершеннолетние дети, которых надо содержать. Конечно, оправдание нельзя не принять. Но неужели она не знала, куда переселялась?

Кто допустил?

Долги возрожденцев коммунальщикам сейчас составляют около 2 миллионов рублей, тепловикам — 4,5 миллиона, к тому же они постоянно растут. Из-за неплательщиков, которые живут в Возрождении, МУП «Тепловик-1» сейчас никак не может погасить свои долги: газовикам — 1,5 миллиона рублей, более 500 тысяч — энергетикам. Ситуация, по словам директора МУП Владимира Баландина, просто патовая.

Как работают со злостными неплательщиками власти и службы? Достаточно активно. В поселок постоянно приезжает заместитель главы районной администрации Владимир Дашаев, который участвует в работе комиссии по долгам. На комиссию каждый раз приглашается по 15 20 жителей, изучается каждая ситуация и способы выхода из нее.

Самый главный — обеспечить людей работой, и уже кое-что сделано. Так, в Возрождении один индивидуальный предприниматель открыл цех по производству пластиковых изделий, он обеспечил работой 20 человек.

Все службы посылают людям предупреждения, энергетики применяют карательные меры: кое у кого отключают электричество. По решению комиссии одну семью, от которой годами не поступало ни копейки платежей, переселили в так называемый серый дом. В нем есть не все удобства, он требует капремонта, но там тепло. (Поэтому, наверное, у семьи и обиды не возникло.) Но эта мера, по словам Баландина, скорее только в назидание другим, ведь и за услуги в сером доме семья вряд ли будет платить…

Тепловики и коммунальщики на злостных должников подают иски в суд, по его решениям у кого-то изымается часть пенсии. Но пенсии-то у людей, особенно неблагополучных переселенцев, невелики, службам поступают копейки. По решению суда к должникам приезжают судебные приставы, чтобы наложить арест на имущество. Однако нередко взять с тех совсем нечего. Так что борьба с неплательщиками есть, а отдачи пока что маловато.

Да и какой ждать отдачи, если когда-то радовавшее взор многочисленными белокаменными новостройками Возрождение превратилось в поселок «целинников», которые попали сюда не по зову сердца, а волею нелегких судеб. Владелец одного из ближних сельхозпредприятий, который поднял его с колен, взял в аренду и часть возрожденских земель, хотел здесь и ферму создать. Однако коренные жители стали к этому времени уже стариками, а из приезжих никто не изъявил желания работать на ферме. Выходит, горячим порывам переселенцев быть трудоустроенными не всегда надо верить!

Но мы-то в первую очередь о долгах. Дело не только в том, что тепловики хватаются за головы из-за многомиллионных долгов населения. Разве трудолюбивым сельчанам из Возрождения, которые вынуждены были уехать, никто ничего не должен? Они работали на благо хозяйства, растили детей в надежде, что те останутся в родных местах, но все надежды рухнули. Взамен их поселок получил… то, что получил.

Способны ли теперешние сельская и районная власти что-то изменить кардинально? Нет, конечно же. Им достался только поиск выхода из тяжелых ситуаций в целях жизнеобеспечения «обновленного» населения Возрождения. Хорошо еще, что долги тепловикам и коммунальщикам не превратились в дубину расправы над людьми, что никто не выбрасывает их на улицу (у иных долги превышают стоимость жилья!). Хорошо, что есть серый дом, в котором еще немало пустых квартир…

А вот висит ли «серый камень — пять пудов», как в частушке, на душе у тех, кто допустил развал хозяйства (сколько таких в России!), кто позволил, чтобы название поселка сейчас звучало горькой насмешкой?

Галина ТЮЛИНА.

Княгининский район.