06_2013_11-1
06.02.2013

Как крестьянка покоряла столицу

Не ради наград и званий

Ирина Михайловна встретила нас настороженно — приехали без предупреждения. И если бы не зоотехник местного сельхозпредприятия, показавшая нам дорогу к ее дому, вряд ли бы нам довелось пообщаться. Дело в том, что на ее заслуженные награды не раз покушались зло-умышленники.

— Однажды ко мне приехал какой-то мужчина, якобы из сельхозинститута, сказал, что хочет обо мне написать, и первым делом попросил показать медали, — поясняет она. — К счастью, вовремя явился внук, предупредив, что с минуты на минуту придет отец. Незнакомец тут же засобирался.

С тех пор знатная доярка не хранит награды дома — так надежнее.

Она первой в колхозе приняла раздойную группу, причем работала одна, без помощницы. Когда пришла на ферму, надои были всего два с половиной килограмма от коровы. Ей удалось побить все рекорды — 7 килограммов. Это были самые высокие показатели не только в районе, но и в области. А ведь в те времена приходилось все делать вручную.

— Одной только воды сколько перечалила из чана, — вспоминает Ирина Михайловна. — Зимой возили воду из проруби на лошади — никакой техники не было. Корма тоже раздавали вручную. Все бегом — молодая была.

Первым орденом Ленина ее наградили в 1971 году за высокие показатели. Второй получила спустя год за организацию зимовки скота во время бескормицы после засушливого лета. А через несколько лет она была удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

— Да я не ради наград работала, не думала даже о них, — волнуется она. — Просто плохо не умею, жила заботами колхоза.

На ферме была в своей стихии, обслуживала 50 коров. Были и с норовом, но к каждой умела найти подход.

— Животные как люди, со своим характером. А ласку любят все. Во время кормления успевала каждую погладить.

Доить она научилась с детских лет, часто бегала на стойло. А во время войны девчонка-школьница помогала взрослым косить, жать, молотить, даже на лошади работала.

— Старалась не подвести председателя, он строго требовал, но и себя не жалел. Мы его любили, хороший человек был, справедливый, — вспоминает Ирина Михайловна.

В конце осени в центре деревни недалеко от ее дома установили памятник в честь председателя колхоза «Заря» Ивана Кундика.

Встречи
с главными

Однажды председатель отправил лучшую доярку в столицу с заданием пополнить стадо продуктивными животными. Долго ей пришлось томиться в очереди к высокому начальству, но добилась-таки, доставили в родной колхоз два десятка высокоудойных буренок. Расставаясь с настырной крестьянкой, чиновник поинтересовался, сколько раз в день она доит коров. Услышав ответ, посоветовал переходить на двухразовую дойку.

— С той поры мы стали доить два раза и не пожалели, — улыбается Ирина Егорова.

В Москве доярка не терялась: знала столицу как пять пальцев — сколько раз довелось побывать на съездах в качестве депутата сельского Совета. Ее избирали членом горкома КПСС и Центральной ревизионной комиссии ВЦСПС, была делегатом XVII съезда профсоюзов СССР. А вот на ВДНХ не довелось поехать по семейным обстоятельствам — заболела мама, зато на выставку отправились ее красавицы буренки.

А чего стоило справиться с волнением, когда выступала на кремлевской трибуне, рассказывая о жизни родного колхоза. Еще бы, ее слушали первые лица государства.

— Помню, на съезде, где последний раз присутствовал Брежнев, ему вручили какой-то подарок, а министр иностранных дел Громыко, сидевший рядом с ним, хотел взглянуть, что находится в пакете, но Брежнев резко отвел его руку. Почему-то именно эта сцена запомнилась на всю жизнь…

Последнего генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева тоже не раз видела в президиуме и на трибуне, а первого президента России довелось даже встретить в неофициальной обстановке — в продовольственном магазине рядом с гостиницей, где она жила.

— Мы сначала не поняли, почему такая суета — на полки спешно выставляли то, чего не было в продаже, а потом увидели, как меж рядов прошел Ельцин со свитой, поговорил с покупателями и удалился.

Возвратившись домой, она делилась впечатлениями с земляками, выступала в школах и на отчетных собраниях на предприятиях, рассказывая о работе очередного съезда. Ее слушали с интересом, особенно школьники.

Когда на ферме создали четыре группы животных, председатель колхоза предложил доярке, только что получившей Золотую Звезду, перейти в заведующие. Она отказалась и… предложила объединить новоиспеченные группы в одну большую.

— Не хотелось ни зависти, ни обид, пусть другие получают медали — у меня уже все награды были, — объясняет она. — Я привыкла на своем месте и не собиралась его менять.

Не ушла и когда заслужила право на отдых: не представляла жизни без родного колхоза.

Живу, пока
двигаюсь

— Мне до сих пор снится ферма, мои коровы, — признается Ирина Михайловна.

На видном месте в одной из комнат большая фотография — с областной Доски почета. На ней запечатлена молодая и красивая женщина с орденами и медалями на груди.

— Мне самой нравится эта фотография, — улыбается знаменитая доярка. — Я попросила продать ее мне.

Она по-прежнему живет в своей деревне Ченцово. Муж умер 8 лет назад. Не может без слез о нем говорить — вместе прожили в ладу более 50 лет, он тоже работал в колхозе, механизатором широкого профиля. Добрыми словами вспоминает и свекровь, которая присматривала за детьми, — яслей тогда не было.

Сейчас сын живет с семьей неподалеку, а дочка — в Теряеве, она педагог.

Заслуженной доярке пошел 83-й год, но она не обращает внимания на возраст — по-прежнему неугомонная, все еще держит корову, поросят, кур. Соседи удивляются: зачем ей нужно подсобное хозяйство, пенсия-то хорошая.

— Не ради денег, ради развития, — признается Ирина Егорова. — У меня все есть. Молоко и творог продаю подешевле, на рынок не езжу — здесь все сразу разбирают. Не могу на диване лежать, не привыкла. Надо двигаться. А в хлев приду, корова и поросята радуются, и на душе хорошо. Я всю жизнь стараюсь помогать людям, ни с кем никогда не ссорилась.

Слушала ее и думала: наверное, в этом и есть секрет ее молодости и жизнелюбия — в готовности прийти на помощь, бескорыстии, скромности и трудолюбии.

— Вот только спину надорвала от тяжестей, — вздыхает бывшая доярка. — Но я живу, пока двигаюсь.

Осенью в центральном парке Богородска состоялось торжественное открытие Аллеи Героев Социалистического Труда. Кстати, на богородской земле их восемь, из них семь тружеников сельского хозяйства — в области нет подобного района. Здесь есть и фотография Ирины Михайловны Егоровой.

— Мои подруги тоже хорошо работали и имеют награды, — говорит она. — Нам есть что вспомнить…

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Богородский район.