06_2013_10-1
Posted in Экономика
06.02.2013

Рейс отменен

Движение — жизнь, утверждают доктора, и с нового года жители Уреня стали больше ходить пешком. Но не потому, что повально увлеклись здоровым образом жизни, прогулки эти, скорее, вынужденные. Дело в том, что ждать городского автобуса на остановках теперь приходится не 10-20 минут, как раньше, а минут по сорок и даже больше. Вот и получается, выбор невелик: или мерзнуть на остановках, или ходить пешком, привыкая к новому расписанию, в котором отсутствует несколько привычных рейсов. Впрочем, если сядешь на автобус, не факт, что доберешься до места. Нередки случаи, когда, проехав пару остановок, городской транспорт ломается и сходит с рейса. Одного взгляда на ржавые даже снаружи “пазики”, которые курсируют по Уреню, достаточно, чтобы понять: автобусный парк изношен до предела.

Ледяные слезы

Вот такой вопиющий случай был описан в районной газете “Уренские вести”: “Шестеро детей и трое сопровождающих их родителей возвращались из ФОКа с секции фигурного катания. Вышли на остановку, но ни в 18.50, ни в 19.00, ни последующих автобусов не было. Дети в возрасте от 4 до 11 лет замерзли до слез, несмотря на то, что были очень тепло одеты. Спасибо водителю пригородного автобуса, проезжавшему мимо около 20.20, который остановился на наши отчаянные жесты. Полтора часа на 20-градусном морозе не прошли для наших детей бесследно…” Ситуация отчасти сложилась как раз из-за неисправности автобуса, сошедшего с рейса.

Кто-то скажет: подумаешь, автобусы стали ходить реже. Может, конечно, и так, но людям почему-то не хочется терпеть неудобства, придумывать, как отвезти ребенка в спортзал, в кружок, отправиться в гости. Почему-то не хочется, чтобы жизнь становилась хуже, а не лучше. Об этом они и написали в редакцию.

Выслушав жалобы жителей Уреня, мы отправились в деревню Буренино, которая находится на территории Темтовского сельсовета. Уже год жители этого населенного пункта не имеют возможности ездить на работу, в больницу, на железнодорожную станцию на общественном транспорте.

Деревня лишилась последнего

Покупая домик в Буренине, Антонина Фролова представляла, что будет дышать свежим воздухом, заведет коз и кур. Сейчас у пенсионерки полный двор живности, но радость от приобретения быстро улетучилась. Дело в том, что добираться до райцентра из Буренина стало очень тяжело.

— Раньше автобус ходил сюда ежедневно, четыре раза в день, но около года назад большую часть рейсов отменили, — рассказывает Антонина Борисовна. — Теперь автобус мы видим только по понедельникам, средам и пятницам. В эти дни он заходит в Буренино два раза — рано утром и вечером. На поездку приходится тратить весь день, хотя до Уреня от нас ехать всего каких-то пятнадцать минут.

В остальные дни конечной является остановка в соседнем селе Темта. До нее от Буренина два с лишним километра.

— Как обидно бывает, когда бежишь на автобус, — говорит Антонина Борисовна. — Он долго стоит у школы, греет двигатель. Чего ему стоит доехать до нас? Всего три минуты. В Буренино не ходит даже автолавка, поэтому нам постоянно приходится думать, где купить продукты. Дорога с тяжелыми сумками из Темты занимает минут сорок. В метель, распутицу это настоящее испытание.

Путь из соседнего села в Буренино лежит через трассу, мимо свалки. Жители говорят, что оттуда часто слышится вой то ли волков, то ли одичавших собак. Однажды на свалке видели кабанов. Стоит ли говорить, что перспектива столкнуться с дикими животными на пустынной дороге радости пешей прогулке не добавляет.

— Мы считали: до отмены рейсов автобусами регулярно пользовались около десяти человек, — говорит Антонина Фролова. — Когда транспорт перестал ходить, наша деревня стала распадаться. Некоторые, кто каждый день добирались на работу в райцентр, были вынуждены переехать. Кстати, примерно в то же время Буренино отрезали от водонапорной башни.

Принято считать: закрой в селе школу — оно с годами вымрет, закрой почту — то же самое. Оказывается, можно еще отменить рейсовые автобусы, отрезать воду — результат не заставит себя ждать.

Сейчас в деревне живут восемнадцать человек. Пятеро из них — работающие люди. Они ходят пешком в Темту или добираются на личных машинах.

— Недавно у соседей заболел ребенок, нам пришлось везти девочку в больницу, — говорит Нина Лебедева, которая вместе с мужем ездит на работу в Урень на своей машине. — Мы всегда рады подвезти односельчан, но разве для них это выход?

Конечно, нет. Пусть не несколько раз в сутки семь дней в неделю, но хотя бы дважды в день люди даже из маленькой деревни должны иметь возможность уехать и вернуться, чтобы ходить на работу, выбраться в больницу, в аптеку за продуктами в любой день. Нельзя списывать их желания, потребности, их жизнь, в конце концов, со счетов как некую арифметическую погрешность.

В ситуации, похожей на ту, что сложилась в Буренине, оказалось и Минеево, которое находится возле железной дороги в тридцати километрах от Уреня. Сюда автобусные рейсы отменили больше года назад.

Теперь люди ездят в райцентр на электричках или просят подвезти соседей, у которых есть машины. До недавнего времени неудобство заключалось в том, что электрички, которая ходила бы в Урень через Минеево рано утром, не было. Поэтому иногда жители не успевали попасть в больницу на прием к врачу или по другим делам. Ситуация обещает измениться к лучшему только с этой недели, когда в расписании появится новая утренняя электричка.

Износ — сто процентов

— Обеспечить ежедневные поездки в Буренино мы не можем, — отвечая на вопрос об отмене рейсов, сказал глава администрации Уренского района Сергей Бабинцев. — Ведь не все восемнадцать жителей деревни каждый день ездят на автобусе. А ехать ради того, чтобы забрать одного-двух человек, не можем себе позволить.

Автопредприятие ОАО “Автомобилист”, которое осуществляет пассажирские перевозки в районе, не может себе позволить и другие невыгодные рейсы, поскольку находится в тяжелейшем финансовом положении. Из-за этого были сокращены рейсы не только в Буренино, но и в другие малонаселенные деревни района, а также вечерние рейсы городских автобусов в Урене.

— Наше предприятие несет убытки, — рассказывает директор ООО «Автомобилист» Борис Борщ. – С сентября 2012 года финансирование перевозок льготных категорий граждан из областного бюджета сильно сократилось. Тогда же выросла цена на социальные проездные билеты, из-за чего их стали покупать чуть ли не в два раза меньше. Сократились продажи и проездных для школьников. Эти обстоятельства подкосили автопредприятие, хотя первые трудности начались еще несколько лет назад.

По словам, Бориса Борща, “Автомобилист” накопил большой долг за топливо — около двух миллионов рублей, не платит налоги, а его счета не раз арестовывал Пенсионный фонд.

— Несмотря на то, что пассажирское автопредприятие является акционерным обществом, ответственность за обеспечение пассажирских перевозок лежит на администрации Уренского района, — говорит Сергей Бабинцев. – Если у предприятия появляются убытки, то компенсировать их или, по крайней мере, взять на себя часть финансового бремени должен местный бюджет. В связи с этим у нас возникли определенные проблемы, так как бюджет дотационный, очень много других затрат: газификация, строительство детского сада, социального жилья… Поэтому возник вопрос: в состоянии ли мы сегодня обеспечить поездки полупустых автобусов? Насколько экономически оправданно, когда вечерние автобусы ходят по городу с двумя, тремя людьми на борту? Мы обеспечили пассажирские перевозки с 6 утра до 18.30. Далее идут два рейса с разбегом в полчаса. Считаю, что вечерние поездки по городу можно организовать в рамках действующего расписания.

Проблема еще и в том, что часто автобусы сходят с рейсов из-за поломок, а автобусов на замену нет. В 2010 году район приобрел восемь новых автобусов, но это не спасло ситуацию. Восемьдесят процентов машин в автопарке изношены на сто процентов! Средний возраст автобусов – 12 лет, а пробег многих машин – более миллиона километров. Остается только удивляться, как “пазики” еще держатся на ходу.

По словам Сергея Бабинцева, обновление автопарка будет зависеть от наполняемости местного бюджета, пока такой возможности район не имеет. Напрашивается мрачный вопрос: если в автобусном парке вовремя не появятся новые машины, а ситуация в автопредприятии не изменится, не ждет ли район коллапс пассажирских перевозок?

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Уренский район.

В тему

 

 

На электронную почту редакции пришло тревожное письмо: «Здравствуйте, дорогие журналисты! Живу я в деревне Гари Сокольского района. У нас сейчас в деревню автобусы перестали ходить, говорят, на бензин денег нет (даже в 1990-е находили). Нам теперь на такси, что ли, детей возить в школу и больницу? Тамара Белотелова».

Мы позвонили Тамаре, и она рассказала, что ее сын Семен в прошлом году поступил в техникум в Сокольском, но ездить на учебу не смог — автобусы из Гарей полгода назад стали ходить только четыре раза в неделю. Стоит сказать, что деревня находится в 30 километрах от райцентра, а живут в ней почти двести человек.

Семен был вынужден оставить техникум, перевестись в школу и сейчас живет в интернате в Сокольском. Домой он может приезжать только по субботам после уроков, но автобуса в этот день нет. Мальчик каждый раз ловит попутки на трассе. Стоит ли говорить, что это опасно. И Семен такой не один. На прошлой неделе около десяти детей голосовали на зимней дороге, и это только в сторону Гарей.

Мы начали разбираться в ситуации, позвонили на автостанцию в Сокольское.

— Сколько раз в неделю ходит автобус в Гари?

— Не знаю, — задумчиво ответила деспетчер. — Сегодня, в среду, автобус есть, а на завтра расписания пока нет. График нам выдадут только вечером.

В недоумении набрала номер Ломинского сельсовета, к которому относится деревня Гари.

— В нашу деревню автобус не ходит уже две недели, — сказала специалист сельсовета Ольга Фролова. — Говорят, денег на бензин нет. Обещали, что автобус начнет ходить с понедельника, только мы не знаем, с какого… Сейчас люди ездят на попутках или нанимают машины.

Информацию подтвердили в пассажирском автопредприятии Сокольского района: две недели жители Гарей жили без автобусного сообщения из-за «отсутствия финансирования». Когда возобновятся регулярные рейсы, пока непонятно.

 

Вместо комментария

 Через пресс-службу првительства Нижегородской области редакция обратилась за разъяснением ситуации в областной департамент транспорта. Вот какой ответ получили:

«В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района (городского округа) относится к вопросам местного значения муниципального района (городского округа). Департамент транспорта Нижегородской области оптимизирует перевозки в межмуниципальном сообщении с учетом позиции органов местного Уренского района самоуправления, а также при условии сохранения уровня качества транспортного обслуживания населения. В настоящее время ОАО “Автомобилист” (г. Урень) обслуживает муниципальные автобусные маршруты Уренского и Тонкинского районов, а также межмуниципальные маршруты. Перевозчик обязан осуществлять перевозки пассажиров по маршрутам на автобусах, которые соответствуют требованиям транспортного законодательства. Перевозчик самостоятельно принимает решение по обновлению подвижного состава. По информации администрации Уренского района, в 2013 году планируется выделение субсидии на обновление подвижного состава.

ОАО “Автомобилист” за перевозку льготных категорий граждан, учащихся и студентов получает компенсацию выпадающих доходов из областного бюджета. За 2012 год предприятие фактически получило из бюджета Нижегородской области на компенсацию выпадающих доходов 12152,9 тыс. руб., из них 337,1 тыс. руб. – субсидии за 2011 год.»

Все ясно. Непонятно только одно — станет ли автобусное сообщение в Уренском районе лучше.