01_2013_16-2
27.12.2012

Не забывайте разбудить радость

Дверь скрипнула, впустив морозный воздух в просторные сени. Чисто вымытые и выскобленные ступени, бревенчатые стены, пучки сухих трав на гвоздочках – все пропиталось морозным духом. А вот и хозяйка меня встречать вышла. Настоящая красавица русская: стройная, пригожая, коса золотая, на ногах валеночки. Уж скоро десять лет, как приехала горожанка Светлана Кропотова со своей семьей в деревню на жительство, и каждый год здесь прибавляет ей здоровья и счастья.

Вольная я

Русская печь в пол-избы, пирогами пахнет. Светлана с мужем Анатолием (немногословным, как потом выяснилось, степенным и надежным) хлопочут, на стол накрывают – гостям в этом доме всегда рады.

— Вы, наверное, спрашивать будете, почему мы из города в деревню уехали? – улыбается Светлана.

— Буду, — отвечаю.

— Родилась я в глухой-глухой деревушке, — говорит хозяйка, – потом в поселок переехали, с Анатолием мы уже в городе жили, в Йошкар-Оле. Устроились хорошо, дом — полная чаша: муж дальнобойщик, у меня карьера складывалась, в театры ходили… Но в конце концов поняли, что нет в городе ни чистой воды, ни приличной еды. И такая тоска наступила…

Я огляделась. А в этом доме тоски нет — все светлое, радостное: и обои, и печка, и солнце, которое в окошки бьет.

— Помню, — Светлана дальше ведет рассказ, — у меня такое отвращение к сельскому образу жизни в детстве было. Мне всегда не хватало красоты. Помню, гоню корову, а сама мечтаю, как будет у меня свой дом и все вокруг засажу цветами.

Так случилось, что деревенское воспитание Светланы переплелось с городским. Сельской девочке-старшекласснице пришлось пожить у родственников, в интеллигентной семье. Двоюродный дядя — адмирал Северного флота.

— Сначала просто балдела в этом высшем свете! – всплеснула руками Светлана. – Конечно, много хорошего видела, впитывала как губка, но потом поняла, что в той жизни есть своя доля фальши. Будущее мне уже просчитали: после школы учиться только на врача, замуж – только за офицера. А я ведь очень вольная росла. В середине десятого класса бросила все и махнула домой, в свой поселок.

После школы Свету беда поджидала. Мама умерла. Девушка долго из этого несчастья выкарабкивалась — свет не мил был. Одно в голове твердо засело: «Мне теперь надо свое гнездо вить, семью создавать». На одной из сельских дискотек познакомилась с Анатолием Кропотовым.

— Как увидела его, — вспоминает Светлана, — подумала: «Какой скромный парень. И какой красивый. Вот если бы он мне предложил за него замуж выйти, я бы согласилась».

Анатолий ласково смотрит на жену и улыбается. Он тогда быстро сделал предложение. Светлане 18 лет было. А потом она университет закончила, курсы по культурологии. Муж баранку крутил, а жена в школе историю и географию преподавала, завучем была. И прочили ее на директора, но Светлана все в город рвалась. В Йошкар-Олу они вскоре и уехали.

Хутор

— Свое первое стихотворение написала в троллейбусе, – говорит Светлана. — Ехала с работы. В тот день как раз отказалась от высокой должности. Предложили стать заместителем ректора республиканского института развития образования. Было мне всего 28 лет. К тому времени я заведовала курсами по культурологии, которые сама когда-то заканчивала. И тут такое предложение. Но знала, что это место не мое. Тоска уже в сердце жила. И получилось тогда стихотворение о том, как часто мы не ценим простое, истинное и превозносим надуманное, искусственное, фальшивое.

Однажды летом семья отправилась на хутор, где жил когда-то дедушка Анатолия, и супруги поняли, что в город больше не вернутся.

Кропотовы — дворяне, старообрядцы. В свое время три брата бежали от гонений в тайгу, в теперешнюю Кировскую область, и основали там селение. Так что хутор этот был родовым гнездом Кропотовых.

На хуторе Анатолий и Светлана прожили два года. Сын Сережа учился в школе (его провожали до трассы, а там забирал школьный автобус), маленькая Иришка радовалась жизни на природе.

— Я тогда увидела, что на земле вообще без денег прожить можно, — улыбается Светлана. — Мы так сытно там жили! Грибы, ягоды… Летом в лес идем гулять – ведро черники, ведро малины несем. Помню, волнушек за два дня сорок ведер насолили. Курочек завели – вот и яйца. Хлеб научилась печь.

Туда же, на хутор, где никто, кроме Кропотовых, не жил, приехал семь лет назад новорожденный Матвей. В больницу Светлана отправилась только рожать, до родов здоровье свое доверила Богу и природе. И разрешилась благополучно.

Скатерть-самобранка

— И чего я тогда струхнула? – сокрушается Светлана. – Ребенок грудной, к врачам поближе, старшим в школу добираться.

Сейчас жалей не жалей, но так уж сложилось, что обосновалась семья в селе Богородском. Дом крепкий, баня, двор – живи и радуйся.

— А мы и радуемся, — как будто угадав мои мысли, широко улыбнулась Света. — Просто знаем, что у любой проблемы есть и хорошая сторона. Проблема – это не повод для уныния, а руководство к действию.

Здесь, в деревне, Кропотовы нашли чистую воду из родника, свежий воздух, а уж про экологически чистые продукты и говорить нечего.

— Все есть, — говорит Светлана, — здесь же как скатерть-самобранка. Молоко парное, сыр свой, козий, мед – пасеку держим, свежие овощи…

Нынче у Кропотовых арбузов урожай был, виноград созрел сладкий, фасоль растет.

— В прошлом году своего хлеба на лепешку вырастили, а в нынешнем будет на каравай, — подсказывает жене Анато-
лий.

— На Новый год приедут гости, сядем за стол, будем руками сноп молотить и побасенки говорить, — подхватывает Светлана. — А потом смелем зерно в кофемолке и хлеб испечем. Хочу не на дрожжах – на хмелевой закваске.

Огород семья обрабатывает необычным способом. Внедрили так называемое разумное земледелие, так что вместо лопаты у них плоскорез и гораздо больше свободного времени.

— Вот все это значит – жить. – Света разводит руками, как будто желая обнять весь свой дом. — Никакие катаклизмы нам не страшны: я из родника воды наберу, из чего еду сготовить — в огороде да в лесу найду, свет отключат – так печка есть. И мне хочется, чтобы много людей вернулось к деревенской жизни. К корням своим, к ремеслам, к православным традициям.

Дети – они мудрые

С печкой в доме Кропотовых соседствует пианино, рядом с гитарой гармошка кустарной работы. На фортепьяно Ирина играет, на гитаре – мама, на гармони – семилетний Матвейка. Вот он как раз из школы пришел.

— Я мечтал, вот мне ее и подарили, — Матвей берет в руки инструмент. – Только я пока не очень хорошо играю. Учусь…

— А еще о чем мечтаешь? — спрашиваю.

— Чтоб у меня был живой конь.

Ого! Мечта с размахом. И с практическим прицелом – как бы конь в деревенском быту полезен был. Молодец Матвей, хозяйственный.

— Хозяйственный, — смеется мама. – А если серьезно, то все дети очень мудрые. От рождения. Только надо с ними не сюсюкать, а всегда разговаривать как со взрослыми. Вот, например, Матвейка. Когда он маленький был, лет пяти, случалось оставлять его одного дома. Ему надо было дозакрыть печку, покормить козочек. Хозяйничал. И ему нравилось, что он – хозяин, что ему дом доверяют! Они с Ириной – дети не садиковые. Их воспитывали лес, речка, поле. В отличие от старшего сына Сергея.

Сережа живет сейчас в Йошкар-Оле, студент университета, будущий юрист. Ирина – восьмиклассница, Матвей — первоклассник. Родители гордятся успехами Ирины (учится очень хорошо, неоднократная победительница различных конкурсов), так же как и Сережиными, а у Матвея еще все впереди.

В 2007 году Кропотовы победили в конкурсе и стали лучшей многодетной семьей Нижегородской области.

Стихи и песни

Они звучат в этом доме часто. Бардовские песни и народные Светлане и ее родным очень близки. Она их не только исполняет, но и пишет. Вместе с подругой Светланой Архиповой выпустили уже два альбома детских песен. Светлана Кропотова пишет стихи, Светлана Архипова – музыку. Эти добрые песни звучат и в школах, и в детских садах.

Недавно увидел свет первый сборник ее стихов для детей «России милой посвящаю». Кстати, в свое время Светлане пришлось поработать журналистом. Знаете, как называлась ее страничка в газете, рассказывающая о жизни деревни? «Счастливая Россия».

А детские стихи у нее разные – о природе, бабушке, родине… И о радости.

— «Мне сегодня что-то грустно, где-то радость потерял, — я ее почти все утро в своей комнате искал…» — цитирует Светлана. — А оказывается, он, мальчик, просто разбудить ее забыл. Она никуда не делась. Она — есть.

Вот и у Светланы Кропотовой, радость есть. Я бы даже сказала, целая жизненная философия радости, с которой быть в этом мире всегда легко и интересно. И Светлана не просто ей следует, она и других (заряжает) оптимизмом и радостью жизни. Поэтому тянутся люди в ее дом с яркими деревянными ромашками на заборчике, поэтому так много друзей и родни со всей России съезжаются сюда и по праздникам, и просто так, поэтому полны залы на ее концертах.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото автора.

Воскресенский район.