Умчи меня, олень, в свою страну оленью
Какие животные самые новогодние в мире? Конечно, северные олени. Именно они в новогоднюю ночь несут по темному звездному небу звенящие бубенцами сказочные сани Санта-Клауса. Их стада под северным сиянием кочуют по ледяным просторам Заполярья. Для нас северный олень — настоящая экзотика… На самом деле это не совсем так. Одно из исконных мест, где обитали северные олени, — наши нижегородские заволжские леса. Сейчас кажется невероятным, но всего каких-то сто лет назад последние особи этого вида бродили вдоль левых берегов Волги и Ветлуги! И возможно, уже в наступающем году северные олени вернутся на Нижегородчину.
На гербе и в легенде
— Когда князь Юрий Всеволодович вместе с дружиной впервые подплыл к тому месту, где сейчас стоит Нижний Новгород, из леса выскочило стадо оленей. Испуганные людьми, они бросились в воду и скрылись на другом берегу, — рассказывает руководитель проекта восстановления популяции северных оленей, председатель Нижегородского отделения Союза охраны птиц России Сергей Бакка. — Конечно, это только легенда. Но если такое было на самом деле, то княжеская дружина видела именно северных оленей. Мало кто знает, что изначально это животное было изображено на гербе нашей области. Лишь в конце XVIII века императрица Екатерина Вторая, воспитанная на традициях европейской геральдики, повелела изменить герб. Так вместо приземистого «северянина» на нем появился длинношеий благородный олень, который в наших лесах никогда не водился.
Идея вернуть оленей в их исконные места обитания существует уже давно, и не только потому, что это наше гербовое животное.
— Олени положительно влияют на экосистему, в которой обитают, — считает сотрудник областного министерства экологии и природных ресурсов Анжелина Бакка. — Например, перекапывая лишайники, они могут реально снизить опасность лесных пожаров.
Поводом для встречи биологов с журналистами стало завершение первого этапа проекта восстановления популяции диких северных оленей, который существует в рамках стратегии сохранения биоразнообразия в нашей области. К слову, наш регион единственный в стране, где эта стратегия серьезно реализуется уже много лет, — это повод для гордости.
— Первый этап подготовительный, — продолжает Анжелина Игоревна. — Поскольку этот редкий вид полностью исчез с нашей территории, нужно было понять, как его вернуть, какие условия, в том числе и финансовые, для этого потребуются. Мы оценили, чего может не хватать оленям: мест для питания, путей миграции… И вот схема действий готова. Планируем первых оленей завезти уже в будущем году.
Мамонт оказался слабее
Сто тысяч лет назад на территории северной Евразии существовало подобие «холодной саванны» — сообщество трав, кустарников и участков леса, среди которых обитали мамонты, крупные быки и северные олени. Мамонты оказались слабаками и не выжили, а на месте «саванны» возник сплошной лес. Некоторые животные приспособились к новым условиям и дожили до нашего времени. Считается, что так произошел и «лесной» северный олень.
— Известно, что войска Ивана Грозного, продвигаясь по нашим землям, охотились на них, — продолжает Сергей Бакка. — В те времена они большими стадами кочевали по всему нижегородскому Заволжью и без проблем переплывали с одного берега Волги на другой.
В позапрошлом столетии из-за активной вырубки лесов и распашки земель северные олени ушли в дремучие чащи и непроходимые болота, но их было еще много. После отмены крепостного права бесконтрольное браконьерство привело к тому, что численность этих животных в нашей губернии катастрофически упала. К сожалению, северные олени беззащитны перед охотниками — они передвигаются большими группами, и их легко поймать. И так было не только у нас — в Финляндии дикие северные олени в те годы были полностью истреблены.
Сохранилась такая любопытная и печальная запись, относящаяся к 1897 году: «На Ялокше (территория нынешнего Лысковского района. — Авт.) великокняжеская охота взяла в оклад стадо в триста голов северного оленя». Видимо, так погибла последняя большая группа этих животных. Но в XX веке редких представителей исчезающего вида еще встречали на Ветлуге и на Волге, на болотах Сокольского района.
— Сейчас ареал их обитания отодвинулся на шестьсот километров на север от границы нашей области, — биолог показывает карту европейской России, на которой обведены места, где сегодня обитают малочисленные группы этого подвида северного оленя. — Всего несколько очагов в Карелии, Архангельской области, Пермском крае. Животное занесено в Красную книгу России.
И финны начинали с малого
В современных условиях северные олени уже не смогут самостоятельно расселиться в нашей области, но им можно помочь. Пытались это сделать и в советские годы, но тогда была допущена ошибка — привезли и выпустили домашних северных оленей, а они, как известно, привыкли к людям, выходили в деревни, в общем, не прижились.
Кстати, «лесной северянин» немного отличается от собратьев из тундры: у полярного родственника рога в стороны, а у лесного обитателя — в виде английской буквы «V», чтобы удобно было ходить между деревьев. Каждый волос на его шкуре надут воздухом. Он словно в спасательном жилете, отлично плавает и защищен от морозов.
Работая над проектом, специалисты пришли к выводу, что серьезных климатических факторов, которые могут помешать расселению северных оленей, в нашей области нет, если не считать страшных засушливых лет, как в 2010 году. Хватит им и мест для миграции — летом олени любят находиться в лесу, зимой передвигаться по открытым замерзшим болотам. Предполагается, что в будущем олени смогут обитать в Керженском заповеднике, в Великовском охотничьем хозяйстве и на Камо-Бакалдинских болотах — там, где они жили в прошлом.
Позитивный опыт переселения диких животных одного вида на территорию, где они ранее обитали, но исчезли, для создания новой популяции существует. По-научному этот процесс называется реинтродукция. В Финляндии численность диких северных оленей удалось восстановить. Финны начинали с двух самцов и пяти самок, сейчас у них уже тысяча этих животных — это хороший результат.
— План таков, — говорят биологи. — Для начала в Керженском заповеднике, поскольку там есть охрана, построят два корраля — больших загона. Места для них уже выбраны. Один, демонстрационный, будет в Рустае. Другой — у лесной речки, с мхами и болотом — построят в центре заповедника.
Уже в наступающем году приедут к ним десять оленей. Искать нужных особей будут в Карелии и Финляндии. К слову, дело это весьма затратное. Доставка одного животного может стоить четверть миллиона рублей. В загонах олени будут жить пару лет, пока у них не появится первое потомство. В это время их будут подкармливать. Потом заборы разберут, и северные олени окажутся в дикой природе. В это время главной опасностью для них будут браконьеры, поэтому каждое животное снабдят радиодатчиком.
Конечно, восстановление редкого вида — дело не быстрое. Но биологи убеждены: делать это необходимо. Поэтому, возможно, уже через несколько лет в зимнем лесу под Новый год можно будет встретить быстроногих северных «кочевников», вернувшихся в наши леса.
Анастасия СЕРГЕЕВА.