49_2012_15-3
Posted in Кадры
06.12.2012

Золотой конь в зеленой траве

Лошади на фоне обновленных фасадов старинных построек — сейчас это лишь иллюстрация к научному проекту. Но в будущем так может выглядеть Починков-ский конный завод, который сейчас словно после разрухи. Проект его восстановления создала студентка Нижегородского строительного университета Наталья Чевкунова. Для нее это не просто учебная работа — мечта, за которую она готова бороться.

С Натальей Чевкуновой мы встретились после лекций в строительном университете. Девушка разложила на парте папку с чертежами, изображениями фасадов, фотографиями того, как Починковский конный завод выглядит сейчас.

— На одном плане вид сверху. Конезавод похож на большой квадрат, разделенный на четыре равные части. Сохранилась лишь одна.

Наверное, если смотреть с высоты птичьего полета, комплекс конного завода напоминает крепостные стены. Таким его создал в первой половине XIX века архитектор Кутепов. До этого постройки были деревянными.

— Во время правления царя Алексея Михайловича починков-скими землями владел боярин Морозов, — рассказывает Наталья. — На здешних просторах, на заливных лугах он построил для себя конюшни. Впоследствии они стали государственными, поставляли лошадей для армии и царского двора.

В следующем столетии конный завод пережил восстание Пугачева — взбунтовавшиеся крестьяне увели отсюда всех лошадей. Кстати, после его подавления императрица Екатерина Вторая дала Починкам звание города и даровала герб, который существует до сих пор. На нем изображен золотой конь на зеленом фоне.

В войну 1812 году из Починок брали лошадей для кавалерии, а в прошлом веке на конном заводе вывели знаменитую породу советских тяжеловозов.

Эти события — лишь яркие вехи его истории, столетия здесь не прекращали разводить лошадей. К сожалению, славные времена закончились – благородные животные перестали быть востребованы.

Завод начал разрушаться. Во время последнего пожара, который случился пять лет назад, рухнул шпиль на главной башне. Восстанавливать его не стали – завод уже был признан банкротом. К настоящему моменту уцелела лишь часть старинных строений. Над их толстыми каменными стенами время почти не властно. Чего нельзя сказать об обвалившихся крышах и территории, зарастающей бурьяном. В конюшнях осталось около ста животных, которые держатся только благодаря людям, ухаживающим за ними.

В детстве Наташа видела остроконечную башню конного завода с бабушкиного огорода на другой стороне речки. У девочки из села Ужовки, вся жизнь которой прошла в Починках, старинные стены конезавода, как и у любого местного жителя, всегда были перед глазами. Наверное, поэтому, став студенткой строительного вуза, Наталья, не задумываясь, связала с этим памятником архитектуры тему своей научной работы.

Вспоминает, как лазила по сугробам, делая на мобильный телефон первые снимки обветшалых построек, ходила вдоль стен с рулеткой. На основе чертежей, сделанных в 1980-е годы одной реставрационной фирмой, выполнила недостающие чертежи. Наталья создала трехмерную компьютерную модель комплекса построек. Она не только показывает, как конный завод может выглядеть в будущем, но и дает представление о том, каким он был раньше: на светлой башне с полукруглыми окнами возвышался высокий шпиль с флюгером в виде жеребца.

До защиты магистерской диссертации остались считанные месяцы. Девушка не представляет, что после окончания вуза положит ее пылиться на полку. Цель, как бы смело это ни звучало, — воплотить проект в жизнь.

— Мой научный руководитель, профессор Елена Агеева, иногда замечает, что в работе «хромает научный язык», — говорит студентка. — Но она вызывает столько эмоций, ведь речь идет о том, чтобы не дать исчезнуть удивительным лошадям, спасти исторический комплекс зданий. Другого такого нет в нашей стране! Мой проект предполагает не реставрацию – это очень сложно и дорого, а реновацию, обновление зданий конного завода. Проще говоря, воссоздание только исторического внешнего облика, «оболочки» построек. Примером такого восстановления может служить дом купцов Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной в Нижнем Новгороде, многочисленные замки и особняки европейских городов, где за сохранением старинной архитектуры следят с особым вниманием.

Наталья понимает, что возродить завод таким, каким он был раньше, вряд ли возможно, поэтому предлагает возродить его в виде конно-туристического комплекса. Девушка считает, что многие захотят приехать сюда на экскурсию, покататься на лошадях возле исторических построек. Посещение Починковского конного завода можно включить в туристический маршрут по пушкинским местам (известно, что и поэт здесь брал лошадей), устраивать на его территории фестивали…

Скептики скажут: на восстановление памятника нужны огромные средства, никто не захочет этим заниматься. В чем-то они будут правы. Несколько раз, приезжая на конный завод, Наталья видела лошадей, но не смогла найти человека, с которым можно поговорить. Девушка даже не смогла узнать, кто владелец, настолько это недоступная информация. Но она не собирается сдаваться. Считает, что начинать нужно хотя бы с малого — привлечь студентов и волонтеров, провести на территории завода субботник, собрать группу единомышленников, которые будут заинтересованы в обновлении этого места…

Пока мы разговаривали, заметила у Наташи цепочку с подвеской в виде бегущего коня.

— Это подарок, — засмеялась она. — У меня и на обложке тетрадки лошади, и дома целая коллекция их фигурок. Работая над этим проектом, я даже научилась ездить верхом.

Кажется, она и не заметила, как обычная студенческая работа стала важной частью ее жизни.

— Иногда думаю, что, если это будет необходимо для спасения памятника, я поеду жить на завод, буду просто подметать пол, — с волнением продолжает она. — Он существовал триста лет, пережил пугачевское восстание, войны… Что мы скажем потомкам: что в XXI веке не сумели его сохранить?

В Ужовке у Наташи живет младший брат Данилка. Однажды Наташа повела его на конный завод покормить лошадей.

— Сейчас многие дети, которые живут в Починках, даже не знают, что этот завод существует, его удивительную историю, — говорит Наташа. — Когда мы с братишкой пришли туда, он удивился: кто здесь все сломал? Если мы не сохраним этот памятник архитектуры, следующее поколение его уже не возродит. Когда дети растут рядом с разрухой, в их головах закладывается безразличие. Классическая архитектура, наоборот, способна заронить в душу человека чувство прекрасного, поэтому мы просто не имеем права потерять этот уникальный памятник.

Анастасия СЕРГЕЕВА.