Posted in Семья
06.12.2012

Просто их надо любить!

Этот дом в пять окошек смотрит на тихую семеновскую улицу и словно согрет заботливым теплом хозяйки, Тамары Анатольевны Махровой: за калиткой встречают ее любимые розы, в доме уютно, празднично пахнет пирогами, а на полу ковры ее сыновьям Ивану и Саше нельзя студить ноги. Гостеприимный, добрый дом, в который много лет назад пришла беда. Пришла к детям что может быть тяжелее для матери? Среди страданий не утратила Тамара Анатольевна доброты и тепла. И хотя судьбу ее легкой никак не назовешь, она считает себя счастливым человеком.

Как жарко пылали рябины в том октябре, какой шумной, веселой была свадьба! Под мелодии кассетного магнитофона дружно отплясывали друзья, а за стенкой пелазаливалась гармонь, там слаженным хором выводили песни гости постарше. Тамара верила: впереди только счастье. Да и как иначе, когда тебе всего двадцать лет, а рядом теперь навсегда с ней ее любимый Сережа.

Познакомилась она с ним во время дежурства в ДНД добровольной народной дружине. Сергей приехал по путевке комсомола работать в милицию. Тамара быстро заметила, что молодой милиционер всегда старается попасть на дежурство в ее смену. Четыре месяца они встречались и поняли, что не могут друг без друга.

В жизни у них все ладилось. Если и ссорились, через пять минут спешили друг к другу: «Давай сделаем потвоему».

Муж достался мастер на все руки: слесарь, сантехник, плотник, скважины бурил, машины ремонтировал. Тамара радовалась и старалась не отставать. В то время она работала художницей на фабрике расписывала золотую, радостную глазу хохлому, а заодно быстренько освоила и другие специальности: грунтовку, отводку, работала на печах и сортировке. Любой труд спорился у ловкой девчонки.

А сколько радости было, когда зажили собственным домом при его строительстве вся родня помогала молодой семье, кто чем мог. Сергей дом поставил добротный, крепкий, рассчитанный не на одно поколение, до сих пор каждое бревнышко хранит тепло его рук.

Вскоре в новом доме появилась новая жизнь, зазвенели детские голоса. Ванюша, Саша, Любаша росли, ничем особенно не огорчая родителей: играли со сверстниками, гоняли на велосипедах и отличались завидным здоровьем болели разве что ветрянкой.

С Ванюши, как со старшего, больше других спрашивалось, рассказывает Тамара Анатольевна. Он за младших отвечал. Помню, Саша с Любашей однажды из садика убежали, мы с ног сбились, пока их искали, а они сидят у школы на лавочке к Ванюше пришли, соскучились.

В  то благополучное время никто и предположить не мог, какое испытание обрушится на семью. А между тем Ваня все чаще жаловался на слабость и боли в ногах. Медицинское заключение прозвучало как приговор: наследственная болезнь, поражающая сердце, атрофирующая мышцы ног и рук. Своей мишенью она выбирает только мальчиков. Вскоре заболел и Саша.

Об этом периоде жизни Тамара Анатольевна говорит мало лишь с благодарностью о врачах, лечивших сыновей. Они делали все возможное, спасли детям жизнь, но на ноги их поставить были не в силах. Голос спокойный, ровный: «Вместе потихонечку все пережили. Что поделаешь, это жизнь. И мы уже привыкли». Все ли материнские слезы свои выплакала она в те страшные памятные дни?

Господь мне силы дает, говорит моя собеседница. Когда на душе тяжело, еду в монастырь в Быдреевке там такая благодать…

Сейчас ее сыновья уже взрослые: Ване 31 год, Саше 24. Сколько им довелось пережить мальчишками, когда не то что крутить педали велосипеда, передвигаться на собственных ногах не стало возможности?

Мы в неврологическом отделении лечились, делится мать. Там такие детки лежали еще тяжелее моих. У моих головки светлые, ясные, они же видели и сопоставляли уже тогда, что другие дети болеют сильнее, чем они.

Человеку, если он не эгоист, совестно жить собственным несчастьем, если рядом страдания больше, чем у него. Сыновья Махровых эгоистами не выросли.

Люди в то время жалели Тамару Анатольевну, иной раз своеобразно («Два инвалида в семье тяжело») предлагали отдать мальчуганов в детский дом, но она и слышать об этом не хотела. С работы ей пришлось уволиться, все свое время отдавала сыновьям. Мудрым материнским сердцем она поняла, что именно пойдет им на пользу.

Не закрывала их от людей, говорит Тамара Анатольевна. Не стала их и дома задерживать.

Жизнь подтвердила ее правоту. Сыновья занимались в интернате по индивидуальной программе, позднее оба смогли получить профессии: Ваня мастера по ремонту обуви, Саша научился шить. Оба выросли открытыми, общительными, у них много друзей.

Тамара Анатольевна часто повторяла своим мальчикам: «Вы такие же, как другие детки». Это были не просто слова по такому принципу детей растили.

Мы с мужем не делали скидок на их состояние, делится мать. И они делали все, что могли по своим возможностям и возрасту.

Родители во всем были примером. Тамара Анатольевна вообще считает, что дети сами, без всякого воспитания, все впитывают с молоком матери, во все вникают и учатся. От отца сыновья усваивали премудрости ремесел, от матери что умела она, а теперь они стали ее опорой.

По дому дети все делают сами. Без Саши я бы никуда. Хоть пилить, хоть строгать, хоть копать в огороде все он делает. И машину водит с ручным управлением. А Ванюша и посуду вымоет, и пол подметет, и готовит прекрасно свои обязанности у каждого.

Она же, в свою очередь, при максимальной требовательности к сыновьям, окружает их максимальной заботой.

Радует ее и дочь Люда учится в академии МВД, у нее своя семья и двухлетняя дочка Машенька, у которой с дядей Ваней и дядей Сашей большая дружба.

Так хочется, чтобы судьба была милостива к этой стойкой женщине! Два года назад перенесла Тамара Анатольевна еще удар: не стало ее Сергея. Эта утрата остро ощущается и сейчас: как его не хватает сыновьям! И ей тоже…

Она носит крестик на груди последний мужнин подарок. Мечта была у него подарить ей крестик на золотой цепочке. Деньги копил… Цепочку из золота она внучке оставила, а крестик всегда с ней, согревает ей душу.

Я благодарна Сергею за то, что поддерживал, не бросил меня с детками, говорит Тамара Анатольевна. Любил всех.

Знает она, как важно иметь крепкую, надежную семью: дом ли построить, свадьбу ли справить, беда ли какая приключится и все подставят плечо, не оставят без помощи. В такой семье и сама Тамара Анатольевна выросла.

Не только ответственности и умению стойко переносить удары судьбы, но и жить в ладу с людьми с детства научилась Тамара Анатольевна. А ведь как человек повернется к миру, так и мир к нему поворачивается. Моя собеседница уверяет, что от окружающих она видела только добро. И на вопрос, как ей удалось в трудное время не надломиться, сохранить радость в душе, не разгневаться на весь белый свет, искренне удивляется:

А на кого мне злобитьсято? На врачей, что помогали детей поднимать? На людей, что не отказывают в помощи?

И с благодарностью рассказывает, как ее семье помогают и в городской администрации, и в соцзащите, и соседи. И как депутат Госдумы Роман Валерьевич Антонов вручал бесценный для них подарок автомобиль «Ока» с ручным управлением: теперь сыновьям без проблем можно и в больницу съездить, и бабушку навестить.

Соглашаюсь: много хороших людей на свете. И на прощание спрашиваю, что она хочет передать матерям, дети которых, как и у нее, обделены здоровьем. Тамара Анатольевна мудро советует: «Просто их надо любить, несмотря на то, что больные. Любовь превыше всего».

Елена МАТРОСОВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Семеновский округ.