Бюджетная политика меняет курс
— Еще во время предвыборной кампании я говорил о том, что необходимо менять бюджетную политику государства, — отметил депутат. — Она основывалась на том, что, поскольку обязательства перед гражданами одинаковые, то, даже если регион не развивается, все равно придет необходимая помощь из федерального центра. Но как только регион начинает развиваться, как только у него начинает расти налоговая база, создаются рабочие места, а следовательно, повышается уровень бюджетной обеспеченности, тут же на эту сумму снижается объем помощи из федерального центра. Получалось, что мы фактически стимулировали иждивенчество. Так вот, на этот раз мы выделили 10 млрд рублей на поощрение тех регионов, которые наиболее успешно занимаются созданием рабочих мест, прилагают усилия к развитию. При этом 255 млн рублей получит Нижегородская область, которая вошла в число 25 наиболее успешно развивающихся регионов России. Я расцениваю это как очень высокую оценку деятельности региональной власти.
Самым существенным Андрей Макаров считает то, что в нашей области упор делается на собственные силы, а региональный бюджет имеет выраженную социальную направленность. Важно и то, что постепенно снижается закредитованность региона.
Бюджет области достаточно устойчив, подчеркнул депутат Госдумы.
— Со следующего года начинаем очень серьезный процесс, — продолжил Андрей Макаров. — В дальнейшем мы хотели бы перевести бюджеты на планирование государственных программ, в которых будут обозначены не только цели, на которые выделяются деньги, но и результаты, которые мы хотели бы получить. Это даст возможность оценивать эффективность не по тому, сколько денег выделено, а по тому, сколько объектов построено. У нас сегодня отчет идет один: довели деньги до бюджетополучателя — вот и все, выполнено. Переход на государственные программы, чем мы сейчас и занимаемся, позволит перейти на бюджет, ориентированный на результат. В этот процесс области только предстоит встроиться, потому что будет встраиваться вся страна. И, естественно, мы уже начали работу с губернатором, правительством с тем, чтобы область и в этом направлении тоже была среди лидеров.
В целом же, как сказал депутат Госдумы, впервые за целый ряд лет федеральный бюджет, причем как на 2013 год, так и на перспективу — 2014 и 2015 годы, предусматривает достаточно большие средства для Нижегородской области.
Корреспондент “Земли нижегородской” спросил у Андрея Макарова, оказал ли влияние при формировании аграрной части федерального бюджета фактор вступления России во Всемирную торговую организацию.
— Очень важный аспект, — отреагировал депутат. — Вопрос вступления России в ВТО — один из тех серьезных вопросов, которые были подняты в Государственной Думе сразу при поступлении законопроекта о бюджете в нижнюю палату парламента. Если вы откроете постановление Государственной Думы о принятии бюджета в первом чтении, там указано на необходимость выделения дополнительных средств именно на “акклиматизацию” тех отраслей, в том числе и аграрной, которые на сегодняшний день недостаточно конкурентоспособны и не могут в условиях ВТО самостоятельно выжить. Помимо тех средств, которые выделены в бюджете, 5 млрд рублей предусмотрены на эти цели. Мы посчитали необходимым поддержать село до наступления следующего года, чтобы в 2013 год сельское хозяйство могло войти с достаточно большими средствами. Каким образом это сделать? Выделить просто деньги — они пропадут до конца этого года, не будучи использованными. Поэтому Государственная Дума внесла поправки в закон 2012 года, изыскав вместе с правительством 40 млрд рублей. Огромная сумма, почти третья часть поддержки села. Эти средства дополнительно направляются в Россельхозбанк, но на конкретные цели поддержки, которые прописаны в законе. 40 млрд рублей поступят в Россельхозбанк прямо сейчас с тем, чтобы в новом году они сразу могли пойти на поддержку села.
Автор этих строк высказал мнение о необходимости ужесточения контроля за использованием бюджетных средств, прохождением их на каждом этапе. Актуальность этого еще более выявилась в свете последних коррупционных скандалов.
— Думаю, вы правы, — согласился Андрей Макаров. — Наверное, вы задаете ключевой вопрос в этой сфере. Как обстояло дело до сих пор? Мы принимали закон об исполнении бюджета к сведению. При этом не имело никакого значения, хорошо потрачены деньги или плохо. Никаких выводов не делали. Поэтому первое, что надо сегодня сделать, это создать необходимую законодательную базу. Мы уже приняли в первом чтении закон о финансовом контроле. 12 декабря будем рассматривать в первом чтении, по существу, новый закон о Счетной палате. Это инструмент парламентского контроля, в первую очередь именно в бюджетной сфере. Исполнительная власть, какой бы замечательной она ни была, должна контролироваться парламентом.
Николай РЯЗАНОВ.