Практики много не бывает
— Алексей Иванович, новый учебный год чем-то отличается от предыдущих?
— Учебные планы остаются те же. Меняется то, что связано с практикой. Каждый год мы ищем контакты с теми предприятиями и отправляем ребят на практику в те хозяйства, где применяются со-временные технологии, где студенты могут увидеть новую технику. Хотим, чтобы ребята, учась, могли видеть, что их ждет впереди, с какими машинами, оборудованием, технологиями им предстоит работать в будущем.
— Какие виды практики существуют?
— В академии существует учебная, технологическая и производственная практика. Последняя проходит на старших курсах и ее длительность зависит от специальности, по которой учится студент. Например, будущие агрономы на четвертом курсе проводят в полях фактически все лето. У ветеринаров она чуть более месяца, а ведь им предстоит лечить животных! Считаю, что практики никогда не бывает достаточно. Ее долю в учебном процессе хорошо бы увеличить, но сделать это сейчас не позволяют учебные планы.
— А что касается практического обучения в стенах самой академии? Говорят, что учебное оборудование и техника устарели?
— Признаюсь, чего тут лукавить, — техника у нас действительно не старая, а устаревшая. Мне приходилось бывать во многих вузах, и картина, к сожалению, везде одна и та же. Чтобы по-строить технологическую учебную линию, нужны миллионы, а средств на то, чтобы обновить учебную базу, выделяется крайне мало.
Мы налаживаем связи с предприятиями, где студенты могут посмотреть новое оборудование, проводим на их базе лекции, занятия. В этом году одна из фирм подарила академии технологическую линию по производству комбикорма. Теперь технологи и агроинженеры смогут освоить этот процесс в учебном классе.
Кроме того, современные технологии позволяют делать виртуальные лабораторные работы. Например, на занятии по электротехнике электрическую цепь студенты собирают прямо на экране компьютера, точно так же можно смоделировать какую-то технологическую линию, другие процессы. Благо, компьютерные классы есть на каждом факультете.
— Существуют примеры, когда, пройдя практику в хозяйстве, студент, окончив вуз, возвращается туда работать. Но такие случаи единичны. Можно ли изменить ситуацию?
— Во-первых, и я не раз это говорил, нам необходима федеральная программа (областная уже существует) поддержки выпускников сельскохозяйственных вузов.
Во-вторых, если государство вкладывает немалые деньги в подготовку каждого специалиста, почему бы нам не прийти к распределению выпускников? Почему мы боимся направить молодого специалиста на три года работать в сельхозпроизводство? Считаю, это было бы правильно.
— Вы не думаете, что тогда молодые люди вообще не захотят учиться в сельскохозяйственных вузах?
— Такого не случится, потому что ребята, которые поступают в сельхозакадемию, знают, какую профессию хотят получить, знают, что будут работать с землей, животными. В сельхозакадемию идут по зову души.