19.11.2012

Живые сраму имут

Заложники ситуации

Когда мама умирает, дети голову теряют. Даже если это взрослый мужчина, как шофер ЗАО «Запрудновское» Кстовского района Николай Артюшкин.

12 сентября нынешнего года, когда хоронили его маму, Татьяну Александровну, пошел дождь, за которым можно было слезы прятать. В печальных хлопотах вроде бы все предусмотрели, вот и автобус, заказанный в службе ритуальных услуг, подъехал. Но вдруг водитель, показав на ненастное небо, категорически отказался везти покойную на кладбище. Сказал, что ему уже вдоволь довелось помучиться на этой дороге — и трактором, и бульдозером вытаскивали.

— И пришлось нам с братом Андреем и другими родственниками обзванивать всех своих знакомых, у кого имеются внедорожники. На них провожающих повезли. А чтобы гроб до места доставить, мне хозяйство вездеход «Садко» выделило. По фермерским полям, по жнивью до кладбища пробирался, — с горечью говорит Николай.

Ветеран труда Виктор Иванович Глухов много лет работал в совхозе «Запруднов-ский» начальником животноводческого комплекса, механиком. Когда 14 лет назад у него умерла жена, столкнулся с кощунственной для любого цивилизованного общества проблемой: покойную везли на запрудновское кладбище через село Кадницы на тракторе.

— В весеннее и осеннее время на протяжении более чем 60 лет к запрудновскому кладбищу вообще нельзя было проехать, — свидетельствует директор муниципального казенного учреждения «Кстовские дороги» Владимир Никитин. — Захоронения проводили не на этом, а на других кладбищах, даже на городском…

Неужели и в самом деле прав был мой отец, когда горько говорил: «Мы нужны, только когда работаем».

Проект есть, дела нет

Первыми «из окопа» поднялись ветераны Виктор Иванович Глухов и Герой Социалистического Труда, в прошлом знаменитый бригадир совхоза «Запрудновский», Михаил Иванович Гогин. Стали настойчиво добиваться решения жгучей проблемы. Глухов и к тогдашнему губернатору, Ивану Петровичу Склярову, обратился с письмом.

— Областная власть выделила тогда 1,5 млн рублей на обустройство дороги к кладбищу, — рассказывает Виктор Иванович. — Но не было проекта. Он появился только через несколько лет, но почему-то опять все заглохло.

— Немножко по-другому, — уточняет Владимир Никитин. — Для решения проблемы подъезда к кладбищу в виде поддержки финансирования строительства этой дороги из областного бюджета намечалось выделить не 1,5 млн, а примерно 1,9 млн рублей (скорее всего, это было в 2000 году). Деньги можно было получить при наличии проекта. Он был разработан в 2007 году. Но строительство не состоялось — выяснилось, что земля под дорогой к кладбищу не была оформлена…

Потрясающе! Многие годы жители бились-бились, чтобы власть построила, наконец, дорогу, вот и проект готов — приступайте. И вдруг — бац! — земля, оказывается, не оформлена. И проектировщики, конечно, не обязаны были все досконально проверить еще до начала работ, и местная власть ну никак не могла быть в курсе.

Я не смеюсь, я плачу, в том числе над 500 тысячами рублей, затраченными на разработку проекта, а фактически выброшенными на ветер!

— Согласен с вами на 150 процентов, — признает директор «Кстовских дорог» Владимир Никитин. — Таких проектов по дорогам у нас много, у меня их, если не ошибаюсь, шесть или восемь не реализовано…

Лопнувшие надежды

В мае 2010 года вице-губернатор Владимир Иванов после встречи с Михаилом Ивановичем Гогиным предпринял конкретные шаги, вот только взаимопонимания другой стороны не нашел, о чем и сообщил Гогину: «Мной было направлено письмо и. о. главы администрации Кстовского района А. Н. Лавшуку с предложением выделить району финансовую помощь в размере 50 процентов стоимости строительства дороги, при условии, что район также выделит на ремонт 50 процентов финансовых средств. К сожалению, А. Н. Лавшук от моего предложения отказался, мотивируя это сложным финансовым положением».

Правда, в ноябре того же 2010 года позиция местной власти в этом вопросе изменилась. Вот о чем извещал заместителя министра строительства области Виктора Нестерова глава администрации Кстов-ского района Сергей Парухин: «По вопросу обращения Героя Социалистического Труда М. И. Гогина и главы МСУ Запруднов-ского сельсовета С. А. Кондратьева «О возможности строительства автодороги к кладбищу с. Запрудного» сообщаю, что администрация Кстовского муниципального района готова участвовать в восстановлении дороги… на условиях софинансирования бюджета района и областного бюджета 50%:50% во втором квартале 2011 года».

Но прошел назначенный срок, а дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Очередное письмо-счастье было получено Михаилом Ивановичем Гогиным в августе 2011 года. В нем глава администрации района Сергей Парухин сообщал, что при реализации программы по благоустройству территории Кстовского района по решению Запрудновского сельсовета в 2011 году будут выполнены работы, в том числе по дороге к кладбищу, общим объемом 5,2 млн рублей. А выполняться они будут, как говорилось в письме, на условиях софинансирования областного бюджета — 70 процентов и бюджета поселения (районного) — 30 процентов.

Ура? Как бы не так! По словам главы Запрудновской администрации Ирины Сухановой, из запланированных работ выполнен только ремонт внутриквартальных проездов села, а к обустройству дороги на кладбище – всего-то километр! – так и не приступали.

Кто такой Василий Иванович?

Это не я спросил. Так отозвался на первые же мои слова о Василии Ивановиче Амелине, авторе письма в «Землю нижегородскую», директор «Кстовских дорог» Владимир Никитин. Нет, Владимир Николаевич, конечно же, прекрасно знает Василия Ивановича. Вот только категорически не признает в нем знатока дорожного строительства. А тот, между прочим, немало на своем веку дорог построил, возглавлял строительство Костромской ГРЭС. Ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Ленина, заслуженный строитель Российской Федерации — это все о нем.

Именно он, встретив находившегося в отпуске Никитина, первым сказал о том, что ремонт дороги к кладбищу ведется неправильно.

Да-да, летом этого года работы здесь наконец-то начались. Исполнитель в лице директора подрядной организации ООО «Группа компаний «Синергия» Владимира Трункова предложил выполнить работы за смешную сумму — 499 тысяч рублей, себе в убыток.

— Что вам за резон? — спросил я у Трункова.

— Для нас это экспериментальная дорога, рекламная акция, — пояснил он. — Технология, по которой мы осуществляем ремонт дороги к кладбищу села Запрудного, — стабилизация грунта. Она отвечает всем требованиям.

Вот и заказчик работ по ремонту данной дороги директор МКУ «Кстовские дороги» Владимир Никитин тоже обеими руками за такие технологии: «Строительство и ремонт дорог методом стабилизации грунта — реальный шанс ликвидировать бездорожье в сельских населенных пунктах».

Двое энтузиастов новых технологий ударили по рукам и своими подписями скрепили 28 июня 2012 года контракт на ремонт автодороги к кладбищу с. Запрудного.

Из контракта: «Исполнитель обязан в срок до 31 июля 2012 года выполнить работы согласно условиям настоящего муниципального контракта».

С другой стороны, «заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения…»

Заметьте, срок выполнения работ по контракту — месяц с копейками! То, что произошло в действительности, опрокинуло все расчеты, вселив новую тревогу в сердца жителей.

Ах, если бы контроль за строительством осуществлял Василий Иванович Амелин! Уж он-то еще на начальной стадии предостерег бы исполнителей работ от того, что в разговоре со мной руководитель подрядной организации назвал «тактической ошибкой». Владимир Трунков полностью согласился с мнением заслуженного строителя, высказанным и в письме в редакцию нашей газеты: не следовало возводить на дороге к кладбищу насыпь высотой около полутора метров. Верхний, рабочий слой, образуемый по данной технологии, 15 20 сантиметров. Но при наличии такой насыпи стабилизирующие компоненты, взаимодействуя с водой, уходили вглубь, до твердого покрытия, не задерживаясь в верхнем слое.

Василий Иванович забил тревогу: на дворе уже осень! Вместе с главой МСУ Запрудновского сельсовета Сергеем Александровичем Кондратьевым принял участие в оперативном совещании, которое вел новый глава районной администрации Юрий Конюхов.

— Я спросил, когда можно ожидать завершения работ, — вспоминает Василий Иванович. — Глава районной администрации ответил, что если не получится отремонтировать дорогу по технологии стабилизации грунта, то уложат песок и щебень, а потом дорогу укатают.

На следующее районное совещание Василий Иванович поехал вместе с Ириной Ивановной Сухановой. Следует отдать должное сельской власти: в трудной ситуации она встала плечом к плечу со всеми жителями.

Крутой поворот

Уже после нашей командировки Ирина Ивановна Суханова сообщила, что на оперативном совещании, состоявшемся в районной администрации 31 октября, поставлена задача: закончить работы по ремонту дороги до 18 ноября. Решено, что дорогу покроют щебнем.

Днями ранее, когда я спросил о подобной перспективе у исполнителя работ Владимира Николаевича Трункова, без сомнения, очень расстроенного, он ответил:

— В таком случае мы никого не сможем убедить в преимуществах нашей технологии, вообще тогда потеряем лицо стабилизации.

Так и сказал: лицо стабилизации…

Николай РЯЗАНОВ.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Кстовский район,
с. Запрудное.