Posted in Традиции
19.11.2012

Патриотизм без красной ленточки

На дворе хмурится промозглое утро. Холодный дождик поливает поля, лишенные листьев деревья, деревенские домики. На улице ни души, и дело не только в плохой погоде — за последние годы Мокса обезлюдела. Нынче в сонном, тихом, в полсотни домов сельце постоянно живут всего тринадцать человек, большинство из которых разменяли седьмой десяток. Остальные дома оживают только летом. Что необычное, новое можно здесь увидеть? А вот оно. Яркий на фоне темной земли памятник бросается в глаза, как только попадаешь в центр села. Он возник словно вызов забвению, и кажется, что посвящен не только погибшим односельчанам, но и самому селу, лучшие годы которого, к сожалению, остались в прошлом. Именно так я думала, стоя возле небольшого монумента, построенного Владимиром Лазаревым и Игорем Докукиным.

Встреча с друзьями назначена в доме Сергея Лазарева, отца Володи. В просторной кухне на столе лежит внушительный том Книги Памяти, позаимствованный у вдовы-односельчанки Клавдии Назаровой. Возле него тетрадка, в которую красной ручкой выписаны имена погибших земляков. Среди них Володин прадед, он без вести пропал под Тулой в декабре 1941 года, и еще десять Беспаловых – родственников, не вернувшихся с той далекой войны. Всего в списке 84 фамилии.

С утра Сергей Борисович уже успел съездить в Бутурлино, договорился сделать табличку с именами погибших воинов. Скоро она будет готова, и тогда новый памятник приобретет законченный вид.

— Владимир — участник боевых действий в Чечне, — рассказывает отец, пока ждем сына. — Пошел на срочную службу, остался воевать по контракту. Служил в спецназе воздушно-десантных войск. Сейчас мне помогает.

У Сергея Лазарева небольшой автосервис в Моксе, машины чинит прямо во дворе. Большой дом на окраине села много лет строил сам. Мастер на все руки, нигде не учась, без труда освоил токарный станок, сварку и другие навыки. На улице возле забора стоит небольшой грузовичок — в прошлом Лазарев-старший был дальнобойщиком. Он и сейчас, когда манит дорога, отправляется в рейс.

— У нас в роду все были деловые: кузнецы, столяры, — под седыми усами расплывается широкая улыбка. — Владимир такой же, хваткий.

История с памятником началась в начале октября, когда Володя с отцом ехали на охоту мимо соседней заброшенной деревни. В ней остался всего один дом и единственный житель, 80-летний Николай Катков (его историю мы недавно рассказывали в газете). О том, что в этом месте когда-то жили люди, сейчас напоминает только небольшой монумент погибшим солдатам Великой Отечественной. Увиденное — пронзительное зрелище, одинокий белый обелиск на фоне бурых осенних холмов, видимо, запало Владимиру в душу.

— Деревни давно нет, а памятник стоит, — рассказывает Володя Лазарев. — Из Моксы тоже многие ушли на фронт, воевали, а никто не знает о них, не помнит.

— Пусть у нас будет место, куда можно будет прийти, вспомнить отцов и дедов, — поддержал сына Сергей Борисович. — Это их родина, из Моксы их призвали на войну, сюда они стремились вернуться, а значит, здесь живет их дух…

Идея создать в селе место памяти, которого раньше не было, всем пришлась по душе. Очищать место для будущего памятника помогали Сергей Борисович, его брат Михаил Лазарев и Николай Сажин. Остальное ребята сделали своими руками.

— Достали щебень и песок, залили фундамент, сложили из кирпичей основание, Сергей Борисович сварил из металла верхушку и вырезал звезду, — говорит Игорь. — Хотя опыт работы на стройке есть, дело для нас было новым…

Памятник получился достойный. Когда я спросила, сколько израсходовали средств, Владимир не нашелся, что ответить — потраченное не считали, это было неважно. Дело сразу стало в деревне общим — кто рублем поможет, кто мешок цемента привезет.

Староста села, председатель местной ветеранской организации Лидия Федоровна Шигина решила поддержать ребят. Она организовала сбор средств среди односельчан. Обратилась и в Уваровский сельсовет, к которому принадлежит Мокса, но, видимо, в администрации решили не разбазаривать драгоценные копейки на такое «бесполезное» дело, как памятник. В общем, сказали, что денег нет.

А вот у стариков, живущих в селе, по сто рублей нашлось. Собрались бабушки у магазина и скинулись. Передали средства и те, кто приезжает в Моксу только на лето. В итоге набралось около трех с половиной тысяч.

— Весной памятник еще раз покрасим, — строит планы Владимир. — Поставим лавочки, дев-чонки посадят цветы. Будет куда прийти 9 Мая.

Впрочем, жители Моксы решили не дожидаться Дня Победы и собраться у памятника, как только на нем появится табличка с именами погибших односельчан. Красной ленточки и торжественных речей здесь точно не будет. Немногословный десантник Володя, его друг Игорь и те, кто им помогал, не считают, что совершили что-то сверхъестественное. От них не услышишь громких слов о патриотизме, Родине и других высоких материях. Зато, строя памятник, они думали не о собственных интересах, но об общем благе, а на это, на мой взгляд, способны те, кто считает по-настоящему своими не только собственный дом, но и улицу, село, землю, на которой живут. А это шаг к гражданскому обществу, о формировании которого в последние годы так много говорят, но так мало делают.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Бутурлинский район.