14_2011_12-1
Posted in Традиции
04.04.2011

Ноги сами в пляс!

Владимир Андреевич Царегородцев, столичный гость, — преподаватель знаменитой Гнесинки, Российской академии музыки имени Гнесиных. Сюда он приехал с женой Лидией Ивановной. Она — хормейстер детского ансамбля «Звонница» Россий-
ского телевидения — тоже вошла в жюри.
Гала-концерту, конечно, предшествовал нелегкий трудовой день. Именно таким он был не только для артистов, но и для жюри. Около 80 коллективов и солистов пришлось прослушать, чтобы определить лучших.
По порядочку проходим,
Не ругайтесь, тетушки.
Дочерей мы ваших любим,
Спите без заботушки…
Ансамбль «Водоватовские ребята» распевается перед выступлением. «Жарят» своего любимого «Сормача по-водоватовски».
Коллектив этот в области известен, и он один из немногих, кого Владимир Царегородцев похвалил за то, что исполняет песни своего родного села.
— Много хороших коллективов, много хороших композиций, — сказал Владимир Андреевич. — Но вот нижегородских песен мы не услышали практически ни у кого. В основном авторские. А «Водоватовские ребята» сами ходили, записывали песни, некоторые из одноголосой мелодии распевали на три, на четыре голоса, причем соблюдая все особенности, присущие средневолжской традиции исполнения. Да и вообще интересно, когда поют одни мужики! Не в обиду женщинам. Например, «Диво» из Дивеева очень интересный коллектив, а состав смешанный…
«Диво» в самом деле удивило. В репертуаре ансамбля не только песни, которые сами записывали, разъезжая по деревням, не только казачьи, которые сейчас вообще очень популярны среди исполнителей, но и песни старообрядцев Забайкалья, так называемые «семейские». У этого коллектива не только репертуар необычный, но и манера исполнения блестящая. Потому-то «Диво» и получил Гран-при фестиваля.
На мастер-классе, который провели члены жюри, нижегородские артисты задавали много вопросов. Например, о репертуаре, манере подачи, о стилистике и стилизации.
— К сожалению, очень много было аккомпанирующих фонограм, качество которых оставляет желать лучшего, — вздохнул Владимир Царегородцев. Пожалуй, я услышал только одну, которая была сделана хорошим профессиональным музыкантом и, видимо, на хорошей аппаратуре. Поэтому звучание было не «электрическим», а естественным. Там не было вот этого «Пум-пум-пум» — баса, который совершенно не характерен для народной музыки. А вообще, лучше живой аккомпанемент: гармошечный, балалаечный..
Под аккомпанемент трещоток исполнил свою песню фольклорный ансамбль «Ярица» из Борского района. Весело, задорно! Просто ноги в пляс! Да только народа много, негде плясать. Людям русская песня по сердцу.
А вот и самая маленькая участница вышла — Таня Кураколова из борского ансамбля «Прялица». Коллектив образцовый, и Таня молодец. Недаром она среди победителей. Вышла, подбоченясь, платочком взмахнула, и зазвучал голосок. Звонкий, сильный!
— Здесь неплохая минусовка, — комментирует Лидия Ивановна Царегородцева. — Среди солистов, кстати, мы услышали много хороших голосов, которые теряются из-за этих самых «Пум-пум-пум», из-за слишком громкого аккомпанемента… А жаль. Мы для себя отметили некоторых солистов. Пусть репертуар у них, скорее, псевдонародный, но замечательные голоса и хорошая манера подачи. Они могли бы учиться в Москве, на вокальном отделении.
А вот этот голос никакой аккомпанемент не заглушит. Певица из Починок Оксана Кислова. Когда она пела «Балладу о матери» («Алексей, Алешенька, сынок»), по коже бежали мурашки. Две женщины, которые стояли рядом со мной, плакали. Мощный, грудной голос заполнил, кажется, каждый уголок зала.
Эту песню исполняла когда-то София Ротару, но мне вдруг показалось, что это поет Зыкина. Трогательно, искренне, настояще… Такие песни исполнять очень непросто. Либо очень хорошо, либо никак, иначе халтура получится.
Оксана пела по-настоящему. Такая молоденькая, наверное, своих-то детей еще нет, а как передала материнские чувства. И зал слушал как завороженный, потом взорвался аплодисментами, криками «Браво!». Стоит ли говорить, что Оксана в числе победителей фестиваля.
Наград по разным номинациям было немало. И они несомненно важны. Но еще важнее сам факт проведения у нас в области фестиваля народной песни. Именно народной. Которую, по мнению жюри, уже спасать надо, вытаскивать из-под глянца и мишуры.

Надежда МУРАВЬЕВА.
Фото Владимира УЗКИХ
и автора.
г. Бор.