Posted in Хозяйство
25.10.2012

«Иду на грозу»

Взялся, надо делать

Некоторое время назад один из семеновцев задумал объединить четыре хозяйства, расположенные в разных местах района. Новое предприятие получило название «Поиск и К». И все вроде поначалу шло гладко, даже импортный трактор купили и еще кое-какую технику. Но встретившись с новым владельцем и выслушав его сказочно-грандиозные планы, с интервью я торопиться не стала, решив подождать, когда сказка станет былью.

Чуда не случилось. Два года назад вдохновитель уехал, остались долги и кредиты в 62 миллиона и работники, не получившие на 1 апреля 2011 года зарплату за полгода. Охотников брать такой хомут на шею не находилось. Новый руководитель управления сельского хозяйства Семеновского района Наталья Хренова начала уговаривать Александра Ивановича Мельникова, возглавлявшего СПК «Радуга»:

— Треть районных площадей в подвешенном состоянии. А вы справитесь! Кто же еще…

Не советские времена. Не висел над головой Мельникова дамоклов меч. И видел он, что исправить положение будет неимоверно трудно. Думал долго, сказал коротко:

— Попробую, но с одним обязательным условием: дайте леса!

Шок по-керженски

— Мы испытали настоящий шок, когда получили зарплату сразу за полгода, — говорит заведующая Зименковской молочно-товарной фермой Татьяна Задорина. — Не было ни гроша, да вдруг алтын. А сколько раньше нам обещали отремонтировать двор?! Пальцев, чтоб сосчитать, у всех работников фермы не хватит. А тут пришел Александр Иванович с заместителем Сергеем Александровичем Быковым, все досконально оглядел (рухлядь, а не двор был), и через несколько дней строительная бригада начала капитальный ремонт. Поставили новое доильное оборудование, холодильник. А мы в комнате отдыха, раздевалке порядок навели.

Обилием цветов, красивыми шторами, чайными сервизами на фермах не удивишь. Но вот шкафом с книгами… Шок!

— И читают? — спрашиваю заведующую.

— Конечно, — улыбается она. — Два года назад Мельников наших коров спортсменками назвал. Бегали-то они быстро, побежишь, когда от голода брюхо свело. Доили по 2000 кг молока. В этом году, думаю, получим 3500 кг молока от коровы. Нынче отличная кормовая база, и те же коровы задоили. Доярок возим из деревни Богоявление.

— Так далеко? — удивляюсь я.

— Зато какие доярки! — улавливает мое настроение Быков. — Таисья Пухова — победитель районного конкурса мастеров машинного доения, Наталья Булатова ей под стать. Пастухи подобрались хорошие. Все за дело болеют.

Мельников и формировал команду нового хозяйства, которое назвали «Керженские просторы», исходя из этого принципа — болеть за дело. Всем четырем хозяйствам, входящим в него (СПК «Радуга» к ним не относится), дал полную юридическую самостоятельность, но общая стратегия и тактика вырабатываются совместно.

В «Радуге» Мельников добился сухого закона, и в «Керженских просторах» каждый случай пьянства уже ЧП. Иногда применяется и шоковая терапия — увольнение, но люди держатся за перспективную и неплохо оплачиваемую работу. На кодирование, если оно необходимо, денег дает хозяйство.

Не любит Александр Иванович случайных людей, а вот творческих, инициативных поощряет и дает им полный простор для самореализации. Его заместитель Сергей Быков еще и агроном во всех хозяйствах, за день его машина проходит сотни километров. А в глазах у Сергея, когда он рассказывает о своей работе, блеск:

— Все подразделения с хорошими кормами, осваиваем новую культуру — козлятник. Планируем ввести в севооборот несколько новых полей. Дела идут, отсюда и настрой боевой.

А вот реконструкция двора и у него, и у Мельникова оптимизма не вызывает: нужен лес. А почему его нет, поговорим чуть позже.

Себестоимость
во главе угла

Заведующая цехом подсобных промыслов в деревне Светлое Елена Ушакова еще и художник, дизайнер, бухгалтер, снабженец. Цех-то небольшой — 20 девчонок и женщин в нем трудятся, но Лена (как ей только это удается) продвигает продукцию и в Аргентину, и в Данию, Мексику, Японию, Норвегию.

Продукцию женщины (многие из них закончили Семеновский художественный лицей) производят разную, то, что на рынке хорошо идет. Вот брелки для машин а-ля Тимошенко пользуются спросом, чебурашки, нетрадиционные матрешки и игрушки.

— Нужен новый столярный цех, — говорит Александр Иванович. — Не все мужчины могут работать в лесу, а тут гарантированный заработок. К тому же здорово сэкономим на заготовках, сейчас их привозим издалека.

Себестоимость всегда стоит во главе угла, можно, например, было дать зерновым больше удобрений, но тогда бы пришлось считать убытки. А так собрали с хорошей обработкой полей более 1800 тонн зерновых, этого вполне хватит для нескольких ферм с 670 головами КРС.

— Идет постоянный поиск, на чем сэкономить. В «Земле нижегородской» прочитали объявление о дешевом комбикорме из своего зерна. Попробовали — качество приличное, цена в разы дешевле, если покупать комбикорм на заводе. Теперь работаю только с этим предпринимателем, — рассказывает Мельников.

Палки в колеса

Лес нынче мечтают заполучить все, с крутыми бизнесменами многим сельхозпроизводителям не тягаться. Потому в Семенове аграрии решили объединиться.

Сколько словесных баталий пришлось выдержать и нервов потрепать, один Бог знает. Но взяли-таки в аренду на 49 лет 22 тысячи га лесов, расчетная лесосека составляет 50 тысяч кубов в год. Тут бы и расслабиться, да как бы не так…

— Вот уже год мы оформляем аренду на лес. Год! За это время и уход за лесными культурами провели на 39 га, и на 15 га сосну посадили. Но до сих пор не можем вырубить ни одного деревца. Год вместо положенных 6 месяцев делали нам проект специалисты Марийского технологического университета, теперь в который раз не можем пройти экспертизу. Но не сдаемся, — рассказывает Александр Иванович.

Ох, сколько их, сдавшихся, не выдержавших пунктов, пунктиков (а может, и не только их) в этой самой аренде. Исход такой: нет леса — банкротство северных хозяйств, заросшие поля, разворованные фермы.

В каждом районе рубят лес сотни новых, не имеющих к селу никакого отношения арендаторов. А вот «Керженские просторы» и «Радуга» в ожидании. Сколько возможностей за это время потеряно! Уже второй двор в Зименках был бы реставрирован, и столярный цех начали строить, и…

А пока собрались мы у Зиновьевского молочного двора, и потянуло нас на мечты.

— Вот бы начинающим специалистам сельского хозяйства давали, как бюджетникам, дом, машины, — ожили бы села, закрепилась в них молодежь, — начал первый Мельников.

— Да, мы к этому проекту прекрасно подходим, — поддержал его Быков, наезжающий, напомним, на машине сотни километров.

— А если бы еще для доярок, механизаторов такие привилегии были, — усмехнулись по-доброму оба, — но не очень в это верится.

Внизу лежало село Зименки. Большое, с трехэтажными домами село, в котором не нашлось трех доярок на ферму. И это при приличной даже для города зарплате.

Светлана БАРМИНА.

Семеновский округ.

Р. S. Когда готовили этот материал, из «Керженских просторов» пришло радостное известие: прошли-таки экспертизу, формируются бригады по работе в лесу.