Не ржаветь комбайну у околицы
Вице-президент концерна «Тракторные заводы» Наталия Партасова акцентировала внимание участников на мерах государственной поддержки производителей сельскохозяйственной техники в условиях ВТО. Она отметила, что иностранным компаниям, экспортирующим свою технику на территорию России, оказывается серьезная поддержка со стороны их государств.
— Приведу пример: недавно в Китае запущено производство строительно-дорожной техники, и в прессе абсолютно четко говорится, что эта техника будет продаваться не только в Китае, но и в близлежащих странах, в том числе в России. Выходит, что предприятие, не расположенное на территории нашей страны, получает государственные инвестиции с целью поставки техники в Россию…
Еще одна иллюстрация, позволяющая судить о сложном положении российских машиностроителей: американская компания John Deere, крупнейший в мире производитель сельскохозяйственной техники, в 2011 году потратила на опытно-конструкторские работы 1 миллиард 200 миллионов долларов. В день это почти 102 миллиона.
— Если сложить финансирование НИОКР всеми российскими предприятиями, работающими в этом сегменте, сумма в год не превысит 1 миллиарда рублей, — подчеркнула Партасова.
Она также отметила:
— Когда возникла тема введения утилизационных сборов на автомобили, Союз машиностроителей России предпринял попытку распространить эти подходы и на наши виды техники. Не потому, что мы хотим компенсировать сниженные проценты по таможенной пошлине. Степень износа парка сельскохозяйственной техники в России уже превысила 80 процентов, строительно-дорожной — 50, лесозаготовительной — 60 процентов…
Унифицировать технологический процесс утилизации не только автомобилей, грузовиков, автобусов, но и тракторов и комбайнов, будет несложно. Состав и компоненты техники схожи. Утилизация позволит не только очистить российские поля и леса от ржавой и вышедшей из строя техники, но и пустить часть компонентов на вторичный рынок.
— В этом вопросе не обойтись без частно-государственного партнерства, — уверена Наталия Партасова. — Только консолидация бизнеса, государства, правительства и Госдумы позволит реализовать столь серьезный проект. Но сделать это нужно с умом: во-первых, не нарушить правила ВТО, во-вторых, защитить наши предприятия и их инвестиции.
Депутат Госдумы, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев подчеркнул, что ни одна экономика мира, вступая в ВТО, не прекращает поддерживать базовые отрасли и технические направления:
— Страны просто меняют формы этой поддержки. И учиться выбирать приемлемые формы этой поддержки для нас жизненно необходимо.
Антон КОЛЕСОВ.