04.10.2012

Среди пушистых елей

Все начинается… с музея

Театр, как известно, начинается с вешалки. А школа? В селе Филинском любой сразу скажет: «С музея».

Он создан руками ребят. Началось все с краеведческого кружка, для которого позднее выделили отдельную комнату. Не какую-нибудь, а просторную и светлую, куда поместили всю старинную утварь – от детских люлек до берестяной посуды.

— Здесь лесной край, все делали в основном из дерева, — рассказывает заведующая школьной библиотекой Людмила Баулина. – Женщины занимались рукоделием — пряли, вязали, вышивали…

Ткацкому станку мы не удивились – такие есть во многих школьных музеях, а вот огромную картофелемялку увидели впервые. Сколько же картошки здесь помещалось, целую деревню можно накормить!

Отдельное место отведено для уголка боевой славы, где бережно хранятся письма с фронта — пожелтевшие от времени солдатские треугольники.

— У нас действующий музей, а не показательный для гостей, — поясняет Людмила Дмитриевна. — Учителя истории пользуются собранным материалом. Старшеклассники проводят экскурсии, каждый старается внести посильный вклад…

В вузы — без репетиторов

Первоклассников в этом году набрали 16 человек, коллектив получился в основном девичий — всего четыре мальчика. Ребята не только учатся писать, считать, но и осваивают компьютер. Все они посещают занятия в кружке информатики.

— Класс хороший, ребята умнички, — хвалит учитель Елена Скупова. – Все умеют читать, записались в библиотеку.

А что касается выпускников, в основном все они поступают в вузы на бюджетные места. Почти ежегодно школа выпускает медалистов.

— Мы лидеры в районе по количеству баллов, набранных ребятами в ходе сдачи ЕГЭ, — с гордостью говорит завуч Марина Закутина. – Не побоялись ввести профильное обучение. Все дер-жится на энтузиазме учителей, они не считаются с личным временем, даже в каникулы дают консультации. У сельских учеников нет репетиторов…

Почти все педагоги с солидным стажем работы, молодежи, к сожалению, нет. Вот и переживают учителя – кто придет им на смену?

— Еще одна проблема – трудно уговорить некоторых учащихся остаться в старших классах, — продолжает директор школы Ольга Клитина. — Порой родители настроены на то, чтобы их дети получили профессию после 9 го класса. Хотя у нас качество образования на высоте.

Зачем учителю мотоблок

— Наша школа живет интересной жизнью, мы участвуем в разных конкурсах, действует детское объединение «ФЕНИКС» — это и школьная газета, и организация досуга, и добрые дела, — перечисляет старшая вожатая Людмила Ершова.

О школьном саде разговор отдельный. Сколько времени нужно, чтобы только его обойти, – площадь аж в гектар. Чего здесь только нет – от смородины, ее около 20 сортов, до винограда и дыни. Фруктовые деревья и кустарники, маньчжурский орех, кедр…

Словом, настоящий питомник. А начало ему положил ветеран войны Павел Ганец – учитель биологии и агроном.

— Он жил этим, — вспоминают коллеги. – Отовсюду привозил саженцы, до сих пор помнит все сорта…

Павел Осипович, несмотря на возраст, часто заходит на пришкольный участок. Теперь за порядком здесь следит его преемник – учитель труда Борис Серегин.

— Практически все овощи убрали, кроме капусты, – рассказывает он. – Много было огурцов в парниках, хороший урожай смородины, жимолости, земляники. Правда, град причинил некоторый урон…

Борис Михайлович тоже по образованию биолог. Дома занимается пчеловодством, разводит кроликов и выращивает картофель – 18 сортов. А еще, как нам поведали его коллеги, он известный на всю округу печник.

Однако главная забота учителя труда – пришкольный участок. Работы здесь непочатый край.

— Не успеваем ухаживать, — сокрушается он. – Нам бы мотоблок, но это пока лишь мечты.

Радуют глаз цветы — астры, георгины, гладиолусы. Словно алыми бусами усыпан шиповник – на редкость крупные и вкусные плоды. Живая изгородь из кирказона – ни в одной школе не увидишь таких лиан.

— А из ивы мы пробовали плести корзины, — продолжает учитель труда. – Сейчас ученики изготавливают щелкунчик для орехов в форме гриба, расписывают под хохлому – сами придумали. Главное – приучаем ребят к труду, они умеют обрабатывать почву, знают, когда и как сажать овощи. А весь урожай идет в школьную столовую. Из японской айвы варим варенье и делаем компот — в ней много витаминов. Запасли на целый год соленья…

Вся школьная территория в зелени. Это тоже заслуга Павла Осиповича Ганца. Акации, ольха, туя, рябина, несколько сортов спиреи. Ну а красавицы ели могли бы украсить даже Красную площадь. Пушистые и стройные, они вымахали до небес.

Глядя на них, хочется верить, что наша система образования сохранит свои лучшие традиции и будет осваивать новые горизонты. Во всяком случае, педагоги Филинской школы и многих других делают для этого все возможное.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Вачский район.