Среди пушистых елей
Все начинается… с музея
Театр, как известно, начинается с вешалки. А школа? В селе Филинском любой сразу скажет: «С музея».
Он создан руками ребят. Началось все с краеведческого кружка, для которого позднее выделили отдельную комнату. Не какую-нибудь, а просторную и светлую, куда поместили всю старинную утварь – от детских люлек до берестяной посуды.
— Здесь лесной край, все делали в основном из дерева, — рассказывает заведующая школьной библиотекой Людмила Баулина. – Женщины занимались рукоделием — пряли, вязали, вышивали…
Ткацкому станку мы не удивились – такие есть во многих школьных музеях, а вот огромную картофелемялку увидели впервые. Сколько же картошки здесь помещалось, целую деревню можно накормить!
Отдельное место отведено для уголка боевой славы, где бережно хранятся письма с фронта — пожелтевшие от времени солдатские треугольники.
— У нас действующий музей, а не показательный для гостей, — поясняет Людмила Дмитриевна. — Учителя истории пользуются собранным материалом. Старшеклассники проводят экскурсии, каждый старается внести посильный вклад…
В вузы — без репетиторов
Первоклассников в этом году набрали 16 человек, коллектив получился в основном девичий — всего четыре мальчика. Ребята не только учатся писать, считать, но и осваивают компьютер. Все они посещают занятия в кружке информатики.
— Класс хороший, ребята умнички, — хвалит учитель Елена Скупова. – Все умеют читать, записались в библиотеку.
А что касается выпускников, в основном все они поступают в вузы на бюджетные места. Почти ежегодно школа выпускает медалистов.
— Мы лидеры в районе по количеству баллов, набранных ребятами в ходе сдачи ЕГЭ, — с гордостью говорит завуч Марина Закутина. – Не побоялись ввести профильное обучение. Все дер-жится на энтузиазме учителей, они не считаются с личным временем, даже в каникулы дают консультации. У сельских учеников нет репетиторов…
Почти все педагоги с солидным стажем работы, молодежи, к сожалению, нет. Вот и переживают учителя – кто придет им на смену?
— Еще одна проблема – трудно уговорить некоторых учащихся остаться в старших классах, — продолжает директор школы Ольга Клитина. — Порой родители настроены на то, чтобы их дети получили профессию после 9 го класса. Хотя у нас качество образования на высоте.
Зачем учителю мотоблок
— Наша школа живет интересной жизнью, мы участвуем в разных конкурсах, действует детское объединение «ФЕНИКС» — это и школьная газета, и организация досуга, и добрые дела, — перечисляет старшая вожатая Людмила Ершова.
О школьном саде разговор отдельный. Сколько времени нужно, чтобы только его обойти, – площадь аж в гектар. Чего здесь только нет – от смородины, ее около 20 сортов, до винограда и дыни. Фруктовые деревья и кустарники, маньчжурский орех, кедр…
Словом, настоящий питомник. А начало ему положил ветеран войны Павел Ганец – учитель биологии и агроном.
— Он жил этим, — вспоминают коллеги. – Отовсюду привозил саженцы, до сих пор помнит все сорта…
Павел Осипович, несмотря на возраст, часто заходит на пришкольный участок. Теперь за порядком здесь следит его преемник – учитель труда Борис Серегин.
— Практически все овощи убрали, кроме капусты, – рассказывает он. – Много было огурцов в парниках, хороший урожай смородины, жимолости, земляники. Правда, град причинил некоторый урон…
Борис Михайлович тоже по образованию биолог. Дома занимается пчеловодством, разводит кроликов и выращивает картофель – 18 сортов. А еще, как нам поведали его коллеги, он известный на всю округу печник.
Однако главная забота учителя труда – пришкольный участок. Работы здесь непочатый край.
— Не успеваем ухаживать, — сокрушается он. – Нам бы мотоблок, но это пока лишь мечты.
Радуют глаз цветы — астры, георгины, гладиолусы. Словно алыми бусами усыпан шиповник – на редкость крупные и вкусные плоды. Живая изгородь из кирказона – ни в одной школе не увидишь таких лиан.
— А из ивы мы пробовали плести корзины, — продолжает учитель труда. – Сейчас ученики изготавливают щелкунчик для орехов в форме гриба, расписывают под хохлому – сами придумали. Главное – приучаем ребят к труду, они умеют обрабатывать почву, знают, когда и как сажать овощи. А весь урожай идет в школьную столовую. Из японской айвы варим варенье и делаем компот — в ней много витаминов. Запасли на целый год соленья…
Вся школьная территория в зелени. Это тоже заслуга Павла Осиповича Ганца. Акации, ольха, туя, рябина, несколько сортов спиреи. Ну а красавицы ели могли бы украсить даже Красную площадь. Пушистые и стройные, они вымахали до небес.
Глядя на них, хочется верить, что наша система образования сохранит свои лучшие традиции и будет осваивать новые горизонты. Во всяком случае, педагоги Филинской школы и многих других делают для этого все возможное.
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
-
Вачский район.