Пусть в душе родится радость
С этого зачина начинается книга Валентина Павловича Лукина «Василевская сноровка». Вы, наверное, уже догадались, что рассказывается в ней о мастеровых людях.
Жителей Василевой Слободы, начиная с 1620-х годов, в официальных документах постоянно называли «торговыми и всякими промышленными тяглыми людьми». И вот эти «торговые и всякие промышленные» люди исстари селились на низинном плоском мысу при впадении реки Санахты в Волгу. После неоднократных опустошительных разорений и пожаров чудом уцелевшие слобожане вновь и вновь начинали строить жилье все на том же месте.
И опять они начинали заниматься искони знакомым делом – кто торговлей, кто ремесленничеством, кто, как тогда говорили, «волгским промыслом».
«Без ремесла человек – сирота». «Ремесло пить-есть не просит, а само кормит».
Испокон века в народе считалось необходимым смолоду обучиться какому-то рукодельному мастерству, чтобы добыть хлеб насущный и вообще средства к жизни.
«У ремесла не без промысла». «По ремеслу и промысел».
Славились различными ремеслами и соседние с Василевой Слободой села. В Катунках занимались выделкой хрома, в Вершилове жили искусные каменщики, в Пурехе лили звонкоголосые колокольчики. Жили здесь резчики, украшавшие избы, гончары, чья посуда на базарах уходила «влет».
А кто не знает сегодня знаменитый чкаловский гипюр! Нынешним мастерам удалось сохранить старый промысел.
Деревенька каждая,
Каждое село
Знали раньше разное
Дело-ремесло.
Изрядно поводит вас автор книги по своим отчинным землям. Но утомления не будет. Любопытство не даст устать.
Вячеслав ФЕДОРОВ.