37_2012_5-1
13.09.2012

Первично ли первичное?

Некоторые работают с самого начала — с первичного семеноводства. Труд этот кропотливый, во многом ручной, когда семена вначале перебирают буквально по зернышку, колоски убирают ножницами и только потом используют специальные мини-сеялки и мини-комбайны. Семь лет надо упорно и настойчиво трудиться, чтобы получить семена элиты. Работают так самые преданные зерновому производству хозяйства и специалисты.

Предприятий, занимающихся первичным семеноводством, в области можно сосчитать на пальцах одной руки. Два работают в Большеболдинском районе: племзавод «Пушкинское» и агрофирма «Сергеевское». А еще два — в Кстовском: Работкинский аграрный колледж и ФГУП «Центральное».

«Пушкинское» после нелегких пертурбаций со сменой собственника, к счастью, не только осталось на плаву, но и сохранило передовые позиции. В племзаводе не только элитхоз, но и испытательный полигон для сотен сортов — госсортоучасток, которых в области осталось только пять.

Зачем все это хозяйству? Запросто можно было обойтись и без первичного семеноводства, и без сортоучастка. Спокойно производить только элитные семена и продавать их. Но не таково «Пушкинское», не такие там специалисты. Все последние годы они тянут на своих плечах сложнейшую работу и отказываться от нее не хотят и не планируют.

То же самое можно сказать о других хозяйствах, которые занимаются первичным семеноводством. Только вот они оказались в неравных условиях с другими элитхозами.

— В тех элитхозах, где нет первичного семеноводства, просто покупают суперэлиту, из нее выращивают на своих полях элиту и уже через год реализуют ее, — рассказывает главный агроном племзавода «Пушкинское» Алексей Горбунов. — Не через семь лет, как мы! Сокращение времени на производство в семь раз! При этом еще и дотации за приобретение суперэлитных семян получают из двух бюджетов — областного и федерального. По 6 рублей 70  копеек за каждый килограммчик! Двойная выгода получается: и от продажи своей скороспелой элиты, и от бюджетных поступлений. А хозяйства, которые проходят путь длиною в семь лет, занимаясь первичным семеноводством и сортоиспытанием, никаких дотаций не получают. Ведь они идут не за производство элитных семян, а за их покупку…

Хорошо, что есть еще подвижники, которые не бросают научные работы на земле. Без них все бы застопорилось. Как урожай повышать, вперед двигаться без новых сортов, без их испытания?

Александр КРЫЛОВ.

Фото автора.

Большеболдинский район.