06.09.2012

Доброта годы продлевает

Недавно Евдокия Прокофьевна отметила вековой юбилей. На него съехались родные всех поколений. Бабушка вырастила восьмерых детей, у нее 22 внука, 27 правнуков и 5 праправнуков. А на вид ей лет 70, больше не дашь.

Дочь Валентина, с которой живет Евдокия Прокофьевна, рассказывает:

До сих пор на огороде работает, всю викторию прополола, всю картошку промотыжила.

Из восьмерых детей Евдокия Прокофьевна пятерых уже похоронила. Расстраивается: почему умирают дети, а не она?

Хотя ее мать Фекла дожила до 105 лет, и она вот вторую сотню лет разменяла. У Евдокии Прокофьевны хорошая память, и нитку в иголку она в сто лет спокойно вставляет! Очки никогда не носила.

Родилась я в Мадаеве, рассказывает именинница. Отец погиб в Первую мировую войну. Нас четверо осталось у матери. Жили очень бедно, голодали. Помню, нас с младшим братом Митькой прикармливали в одном доме. Сестра Маруся нянчилась с чужими детьми, за работу с ней рассчитывались гнилой картошкой. Этим и питались. В 16 лет мать заставила меня выйти замуж за местного стекловара Ивана. Жить переехали в Разино.

Муж Евдокии попался озорной, часто обижал супругу. Но она об этом не вспоминает, дети рассказывают. Иван трагически погиб еще в 1963 году.

Колхоза в рабочем поселке никогда не было, работала Суродина в лесничестве, на стеклозаводе, уходила и в няньки. Скотину держала одна до самой старости. Последней была коза. Спрашиваю Евдокию Прокофьевну:

Когда было всего трудней?

В двадцатых годах, отвечает. Сильно голодали, траву ели. Липовые опилки мололи и ели, всё подбирали. Весной ходили по полю, сгнившую картошку собирали. Мужики кудато ездили за хлебом. А мать одна куда от нас поедет? Да и где денег взять? А тут пожар случился у нас. Все сгорело. Младший брат Митька лапти плел, обувал нас. Еще и тифом заболели: мать, старшая сестра и я. Операция трудная у меня была. А так в жизни я больше ничем не болела. В войну ребятишек было восемь человек. Хлеб им давали только по карточкам в детсаде. Ну, еще картошки наваришь. Жизнь прошла трудно.

А сейчас как живется?

Сейчас хорошо. Сейчас житьто мне гоже…

Что же помогло Евдокии Прокофьевне дожить до ста лет? Гены, конечно, сказались. А еще что? Дочь Валентина уверена:

Она в жизни ни с кем не поругалась, ни разу в жизни не поскандалила с соседями, никого не обидела. Очень спокойная, терпеливая и добрая. А добро возвращается к человеку и продлевает годы.

Александр КРЫЛОВ.

Лукояновский район.