Почему девочки плачут
Странная экономия
Учителя и родители встретили нас на улице возле добротного двухэтажного кирпичного здания. Здесь школа (она в селе основная) и детский сад.
Мы ведь уже претерпели одну реорганизацию, в 2009 году, объясняют нам. Тогда тоже нависла угроза закрытия, но мы нашли выход из положения. Предложили нашим руководителям в районе: “Если уж так необходимо экономить на образовании, то пусть школа перейдет в здание детского садика, где есть свободные помещения”. Тогда нас услышали.
Три года назад учителя и родители на время стали малярами, штукатурами, плотниками и грузчиками. Сами полностью подготовили новые школьные классы. Безвозмездно, конечно.
Три года мы жили спокойно, с горечью говорит депутат сельского совета, учитель русского языка и литературы Алевтина Скворцова. И вдруг узнаем, что нас делают филиалом Заболотновской школы, и наши дети должны будут ездить за 15 километров.
Все лето боролись георгиевцы за то, чтобы ребятишки учились в своем селе: собирали сельские сходы, обращались к депутатам различных уровней. Некоторые, кажется, и рады бы помочь, но, говорят, детей маловато, сложно чтото сделать.
Мы просим районную администрацию, говорят родители Иван Кашин, Мария Боровкова и Наталья Юсупова, чтобы в качестве филиала выступила Заболотновская школа, а наша осталась основной.
С тех пор, как мы первый раз реорганизовывались, количество детей не изменилось 39 человек, уменьшения у нас нет, добавляют учителя Светлана Лобашова и Евгения Маслова. Больше того, двенадцать человек в детсаду и около десяти совсем маленьких ребятишек, которые в садик должны пойти.
Подушевое финансирование образования затягивает веревку на его шее все туже и туже: «Ах, вы столькото сэкономили, надо еще больше», сетуют жители Георгиевского.
Хотя экономия на «реструктуризации» Георгиевской основной школы довольно странная. Даже если ее «оптимизировать», все равно в здании остаются детский сад и начальная школа. Отапливать здание придется попрежнему, будут расходы на электроэнергию, производственный контроль, дератизацию, подвоз учащихся, зарплату поварам, сторожам и техничкам, они же все остаются в штате. Лишние только учителя.
Сэкономят на зарплате педагогов? спросила я Татьяну Сутырину, начальника отдела образования администрации Сокольского района.
Да, просто ответила та.
Будут ли знания качественнее?
Как неполезны для детей все эти перемещения из одной сельской школы в другую, мы уже писали не раз. Это и стрессы, и изнуряющая дорога, и невозможность участвовать во внеклассных мероприятиях (дети привязаны к школьному автобусу). Подтверждением тому еще и трагедии с этими самыми школьными автобусами. Одна из которых, кстати, произошла этой весной в Сокольском районе. Тогда по недосмотру погиб ребенок.
Не горят желанием ездить ежедневно в чужое село и георгиевские школьники.
У нас этим летом в пришкольном лагере грустно было, говорят восьмиклассница Нина Скворцова и девятиклассница Алена Боровкова. Хотя вроде бы мероприятия и все как всегда. Но когда узнали, что школу закрывают, девочки все плакали.
Пожалуй, и всплакнешь. Особенно если учесть, что в Георгиевской школе изучают со 2го класса немецкий язык, а в Заболотновской английский.
Нина Скворцова круглая отличница. Будет ли она иметь теперь пятерку по иностранному языку? А ведь девочка стремится к медали. Кстати говоря, только в последние годы Сокольская средняя школа выпустила нескольких медалистов, закончивших в свое время Георгиевскую основную. Оля Ермакова, Маша Котова, Алена Родина, Ксюша Ромашова (у нее аттестат с отличием) все они базовое образование получили в Георгиевском.
Печалит еще и вот что. Когда сельские школы только начали «оптимизировать», кампания шла под лозунгом «За более качественное образование!». Теперь же создается впечатление, что никто уже не скрывает, что главная цель сэкономить деньги. Даже педагоги к этому относятся как к вещи очевидной. Положено (согласно закону о подушевом финансировании) по 30 тысяч рублей в год на каждого ученика, определено по 15 учеников на одного сельского учителя (иначе школу «оптимизируют») и точка.
Бедные учителя повсеместно, не только в Сокольском районе, выгадывают, на чем бы сэкономить, чтобы уложиться в мизерную сумму финансирования и дать детям возможность учиться в своем селе, а себе сохранить работу.
Мы уж и от классного руководства отказались, и целую ставку учителя сэкономили: труд, физкультуру и ОБЖ ведет один педагог, говорят учителя в Георгиевском.
Да разве об этом они должны думать! Вся эта «реструктуризация» еще и «сталкивает лбами» педагогические коллективы. Они, находясь под дамокловым мечом закрытия, подсчитывают успехи и промахи друг друга, вместо того чтобы сеять разумное, доброе, вечное! На пользу ли это качеству образования, дорогие отцыразработчики закона о подушевом финансировании?
Учителя лишние
Так какова же будет судьба Георгиевской школы? Этот вопрос мы задали начальнику районного отдела образования.
Она станет филиалом Заболотновской, и в Георгиевском будет обучаться только начальное звено, сказала Татьяна Сутырина.
Другой вопрос, куда будут возить на учебу детей из Георгиевского? Как нам рассказали в селе, родителям предложили два варианта: либо в Заболотное, либо в Сокольское (это 15 и 18 км соответственно). Мнения разделились.
К нам приезжал директор Заболотновской школы Александр Константинович Комаров, объяснили нам учителя в Георгиевском. Сказал, что, по его информации, к ним поедут семеро детей, остальные в райцентр. В Заболотное же на работу переходят и три наших учителя (всего семь педагогов), два остаются в начальной школе, двое пенсионеры. Нам дают нагрузку по 18 часов в неделю. Александр Константинович объяснил, что вышел закон, согласно которому педагогам реструктуризированных школ нельзя предлагать нагрузку на новом месте работы менее 18 часов, ведь сельскому учителю льготы полагаются, если нагрузка не менее 13 часов.
Опять же странная экономия закрыть школу изза двух учительских ставок, которые занимают пенсионеры директор и завуч, готовые и сами уйти на заслуженный отдых.
Но Татьяна Сутырина представила нам другую информацию возить детей будут, скорее всего, в Сокольское.
Здесь есть преподаватель немецкого языка, пояснила она. Если же придется часть детей возить в Заболотное, то будем искать учителя для этой школы. Переучивать детей не будем.
То есть важнейшие вопросы еще не решены, а на дворе уже конец августа. Как тут не пребывать в стрессе большим и маленьким жителям села Георгиевского. А скольким людям еще предстоит тратить нервы изза «реструктуризации»«оптимизации». Ведь, как сообщила Татьяна Сутырина, согласно принципу подушевого финансирования, на то количество учеников, которое сейчас в районе, учителей требуется гораздо меньше, чем есть. Лишних педагогов больше семидесяти.
Надежда МУРАВЬЕВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Сокольский район.
{jcomments on}