30_2012_12-1
Posted in Краевед
30.07.2012

краевед: выпуск 51-й

пришло письмо

Здравствуйте, редакция “Земли нижегородской”!

На вашем сайте обнаружил публикацию о павловских замках. О начале этого промысла, который всемерно поддерживал граф Петр Борисович Шереметев.

Замочки, которые были изготовлены мастерами в те времена, хранятся, конечно же, в музеях и имеют огромную ценность. Я для своей коллекции выбрал замки попроще ­ умельца Федора Михайловича Варыпаева. Первый замок мастера, который мне попался, был расколотый, без дужки, но с заметным клеймом. Так я и втянулся в замочную тему.

Жалко, что наш город Улан­Удэ находится от ваших мест далеко, поэтому коллекционирование варыпаевских замков затруднено. В основном заказываю их через Интернет. Вот фотографий я собрал довольно много. Готов ими поделиться с вами, но в обмен на рассказ о Федоре Михайловиче Варыпаеве. Кое­какой материал я о нем собрал, но хотелось бы узнать побольше и о нем, и о павловских замочниках.

Наткнулся я в своих поисках еще на один интересный факт. Как оказалось, клейма известных павловских мастеров широко подделывались. Высылаю вам фотографии еще и поддельных клейм. Думаю, рассмотреть их вам будет интересно.

Алексей МИШИН.

Мы благодарим коллекционера из Улан­Удэ Алексея Мишина. Для «Краеведа» он подсказал сразу две темы: о мастере Федоре Михайловиче Варыпаеве и о поддельных замках. Так что ближайшие выпуски «Краеведа» будут посвященны именно этим темам.

«Вошли в славу»

«Замок есть всеобщая школа каждого павловского паренька, и редко­редко кто с детства приучается к другим видам мастерства, к ножу, ножницам или к кузнечному делу».

К такому выводу пришел писатель Петр Дмитриевич Боборыкин, походив по мастерским кустарей «русского Шеффильда» ­ так он назвал село Павлово, и ему не возразишь. Да и видно было это. Когда в два ночи просыпались мастера, чтобы взяться за инструмент, они давали своим детям поспать часок­другой ­ малы еще, а потом и те принимались за работу.

Можно взять любого мастера и проверить. Вот Федор Михайлович Варыпаев ­ первый павловский фабрикант. Встал к верстаку в 12 лет. Овладев мастерством под присмотром отца, захотел заняться своим делом и ушел к мастеру Семену Рыженкову, который был известен изготовлением медных литых замков. Работал с ним. У него научился литейному делу.

Позже на своей фабрике усовершенствовал технологию литья. Прежде чем внедрять в производство новый замок, сам изрядно с ним возился, не чураясь встать к слесарным тискам. Он хорошо чувствовал металл. Говорили, что по каким­то только ему известным признакам он определял готовность расплава в графитовом тигле и давал сигнал к разливке. Ошибки в его работе исключались.

Но прошло почти три десятка лет, пока он решился передать дело братьям ­ среднему Алексею и младшему Василию. Сам же занялся скупкой. Это был один из самых справедливых скупщиков.

Изделия братья клеймили общим клеймом «Варыпаевы». На замках и ножах, которые они тоже производили, имели право изображать государственный герб.

Братья жили дружно и держались вместе. Петербургский инженер­технолог Николай Филиппович Лабзин писал о них:

«Заметим, между прочим, что все замочники Варыпаевы живут на одном дворе, где построена ножевая фабрика Федора Варыпаева, имея свои отдельные, хотя и весьма небольшие дома, наружное украшение которых составляет главным образом большая и красивая вывеска Федора Варыпаева как поставщика дворца его высочества государя наследника цесаревича, имеющая над собой, кроме того, большой золоченый герб».

Все замки, которые вы видите на фотографиях, называются репчатыми или коробчатыми. Почему? Догадаться нетрудно: они формой похожи на репу или на маленькие коробочки. Замок простейший, безо всяких секретов, но механизм оригинален и вполне надежен. Делались репчатые замки и в мастерской Федора Михайловича Варыпаева.

«Трудолюбие и искусство Варыпаева возвели заведение его в первостепенное. Со времени принятия заведения (от отца. – Ред.) он освоил все разнообразные производства стальных изделий. У него выделываются замки медные и железные, простые и с секретами, разных размеров, ножи столовые, хлебные, складные и перочинные, ножницы всех возможных сортов, кинжалы, бритвы и хирургические инструменты».

За свои изделия Федор Михайлович Варыпаев получил много всевозможных наград на различных выставках. Начиная с 1843 года, с I­й Московской выставки, его изделия заслуживают вначале публичной похвалы, потом их оценивают похвальными листами, серебряной медалью с надписью «За полезное» с правом ношения в петлице на Станиславской ленте. А в 1862 году за представленные на Всемирную лондонскую выставку стальные изделия его пригласили быть членом Великобританской национальной академии. Потом была еще медаль «За усердие» для ношения в петлице на Аннинской ленте.

Летом 1863 года село Павлово посетил великий князь цесаревич Николай Александрович. Цесаревичу во время визита было два десятка лет. Молодой человек обладал любопытством и, видимо, знал о селе мастеров немало. Путешествуя по Волге, он повелел свернуть в Оку. В книге, описывающей путешествие, говорится:

«Утром рано, часу в третьем, пошли мы Окой к селу Павлову. По сведениям, полученным еще ранее сопровождавшим его высочество капитан­лейтенантом Ренненкампфом, пароход наш мог двинуться вверх по Оке, в которой воды оказалось довольно. Но из предосторожности пошел маленький пароход вперед, дабы в случае низкой воды на перекатах взять нас к себе. Предосторожность эта оказалась, к счастью, совершенно излишнею».

В Павлове цесаревича встретили, как водится, хлебом и солью, а в соборе устроили торжественный молебен. Когда закончилась официальная часть приема, цесаревич отправился по мастерским.

Что же он там увидел?

В мастерской Ф. М. Варыпаева «осматривал разные выделываемые изделия» и пожелал купить некоторые вещи: ножи ­ перочинный, хлеборезный, десертный, ножницы, секретный замок, висячий замок и штопор.

Можно добавить, что Федор Варыпаев был склонен к вольнодумию и посещал тайный кружок, которым руководил бывший крепостной крестьянин Иван Елагин, читавший Руссо и Вольтера. На дальних кручах Елагин вел простые и бесхитростные беседы о справедливости.

Хорошо усвоил их Федор Варыпаев. Знавший его Владимир Галактионович Короленко пишет:

«После долгих лишений, тяжелой борьбы, может быть, унижений, Варыпаев пробился на дорогу. Благодаря уму, вкрадчивости и энергии ему удалось завязать непосредственные сношения с Москвой. «Ах, подлецы, ах, подлецы! ­ говорил по этому поводу скупщик Белозеров. ­ Этак они скоро с Америкой пересылаться начнут!» Посягательства Варыпаева скупщики сочли посягательством чуть ли не на божественный порядок».

К этому же времени относится зарождение одного из самых затяжных конфликтов ­ между мастерами и скупщиками. Последних даже в газетах окрестили “племенем мироедов”. Кстати, в обиходе газетных репортеров было и слово “кулак”, которое тоже относилось к скупщикам.

Те, в свою очередь, серчали на публичное ославление, ворчали, что они не скупщики, а “торговцы павловскими изделиями”, но дело свое делали упорно ­ цены на товар постоянно “низнули”.

Журналисты, посещавшие Павлово, поговаривали даже о “гражданской войне”. Очевидец этих распрь писал:

“По временам павловская смута наполняла статьями из противоположных лагерей столбцы всех газет”.

К этой “войне” приложил руку и Федор Михайлович Варыпаев, оказавшись на должности волостного старшины села Павлова. Он принял сторону кустарей.

«Пламенный раздор» закончился печально, а вернее, ничем, поскольку «павловское общество не вышло из него более счастливым, спокойным и богатым».

Сам Федор Михайлович Варыпаев, прожив долгую жизнь ­ 82 года, накануне кончины сменил сословную принадлежность, приписавшись к купечеству.

В конце XIX века, когда на кустарей стали обращать побольше внимания и привечать на различных ярмарках, на павловских замочников обрушился поток наград. Им дано было право клеймить замки своими именами, высочайше разрешалось изображать государственный герб, по своей инициативе они еще добавляли изображения медалей, которые получали на выставках. О таких мастерах и говорили: «вошли в славу» ­ стали известными.

Приезжие писатели, газетные репортеры и обозреватели журналов продолжали отыскивать в Павлове удивительных людей, которым в ремесле было подвластно все.

Вячеслав ФЕДОРОВ.