24_2012_19-1
18.06.2012

«Улетая, возвращайтесь!»

Если б не тот трамплин…

Его запирали к вечеру на замок ­ 35 метровый трамплин, каким­то чудом появившийся на Волжском откосе в Горьком через десяток­другой лет после революции. Десятилетнего Сережу Сахарнова с его вдрызг измочаленными лыжами и близко к вожделенной мечте не подпускали.

Но однажды нашелся добрый дядя, открыл замок, и мальчишка, оттолкнувшись с самой верхотуры, полетел над откосом. Если бы не тот, самый первый в его жизни трамплин, может, и судьба повернулась бы совсем по­иному.

Смешно сказать, почти до самой войны он продолжал прыгать все на тех же лыжах­раздрыгах. Лишних денег в семье не было. Когда Сережа еще в школу не ходил, его отца, работавшего продавцом в галантерейном магазине, ни за что ни про что замели на целых четыре года за решетку. Мать, оставшаяся с четырьмя детьми, пошла работать на швейную фабрику. Пришлось взять участок земли под огород на Мызе.

Зарубка на сердце

И в день своего 90­летия, 13 июня, Сергей Алексеевич не изменил давней привычке ­ обливаться холодной водой, два часа с лишним уделять солидной по нагрузке разминке, ходьбе.

­ Это у меня еще с фронта, где приучился и снегом обтираться, и какие­то физические упражнения непременно делал.

Казалось бы, до физических ли упражнений было на фронте парню, если к ночи он с ног валился от усталости.

Когда еще в военкомате добровольцу Сахарнову предложили пойти в авиацию, тот с радостью согласился ­ кто в те годы не мечтал летать! Но выучили Сергея в авиашколе не на летчика, а на механика по электрооборудованию боевых самолетов.

Воевал сначала в 240 м, потом в 927 м авиаполку.

­ От меня, попросту говоря, зависел запуск самолетов, ­ рассказывает ветеран войны. ­ А это целая эскадрилья. Особенно трудно приходилось зимой, в сильный мороз. Еще с вечера, после полетов, я должен был все аккумуляторы проверить и те, что разрядились, нести на подзарядку. Каждый аккумулятор весил 8 килограммов, враз брал с собой по четыре, а то и больше. И нес их, в том числе по снежной целине, в зарядную, находившуюся километрах в трех от аэродрома. Три­четыре часа по­дремлешь ­ встаешь готовить самолеты к новым полетам.

Сержант Сахарнов в фронтовых условиях изобрел дополнительную пусковую катушку, позволявшую подготовить самолет к полету в самый суровый мороз.

Сколь важна была его служба, говорят такие факты: за подготовку 1,5 тысячи безаварийных боевых вылетов Сергей Алексеевич был награжден медалью «За боевые заслуги», за 2,5 тысячи безаварийных вылетов ­ орденом Красной Звезды.

В огне операции «Багратион» погиб один из его братьев, Виктор. Да и Сергея война утюжила не раз. На всю жизнь зарубка на сердце осталась.

Победу старший сержант Сахарнов встретил в Кенигсберге. Но служба его продолжалась еще два года.

Проходной балл ­ орден

Об этой истории еще никто не писал. По возвращении в Горький Сергей поступил в местный техникум физкультуры. Проучился месяца два, и тут кто­то из знакомых стал сватать его на факультет физвоспитания Горьковского пединститута. Приемные экзамены уже закончились, да и не успел Сергей до войны получить аттестат зрелости.

Будь что будет ­ пошел к ректору института. Тот, выслушав его просьбу, задержал взгляд на ордене Красной Звезды фронтовика и без лишних расспросов распорядился: «Идите учитесь!»

Чтобы прожить, в годы учебы в институте работал сразу в трех местах, причем везде ­ тренером по прыжкам на лыжах с трамплина.

­ Тогда ребят легко можно было набрать в секцию прыжков, ­ вспоминает Сергей Алексеевич. ­ Только выйди на Волжский откос ­ там мальчишки десятками катались на лыжах.

Фантастика
в Высоких Татрах

Каких только замысловатых сюжетов не происходит на соревнованиях «летающих лыжников»! Но, думается, то, что произошло в 1970 м на чемпионате мира в Чехословакии, в Высоких Татрах, вряд ли когда­нибудь повторится.

После первой попытки на 70 метровом трамплине горьковчанин Гарий Напалков занимал лишь 10 е место. Но после блестящего исполнения второго прыжка набрал лучшую сумму баллов и поднялся на высшую ступень пьедестала почета!

На другой день, на 90 метровом трамплине, Напалков первую попытку просто провалил, занимая в общем списке лишь 13 е место.

­ «Что мне делать?» ­ обратился тогда ко мне Гарик, ­ вспоминает Сергей Алексеевич. ­ В такой ситуации многие тренеры совершают ошибку, начиная горячо убеждать своего воспитанника, что он сможет догнать соперников. Такая «накачка», как правило, к добру не приводит.

В столь критической ситуации Сахарнов дал своему ученику, казалось бы, парадоксальный совет: «Гарик, ничего не пытайся
отыграть! Прыгни свободно, легко, как на тренировке. Хватит тебе и одной чемпионской медали».

И что же? Второй прыжок у Напалкова получился идеальный. Из глубочайшей «ямы» он вновь взмахнул на высшую ступень пьедестала почета, завоевав вторую золотую медаль чемпиона мира!

За столь грандиозный успех государственных наград были удостоены и спорт­смен, и его тренер. Кроме того, Гарию Напалкову было присвоено звание заслуженного мастера спорта, а Сергею Алексеевичу Сахарнову ­ заслуженного тренера СССР (он еще и заслуженный тренер РСФСР).

Вернутся ли победные традиции?

­ Не скажу, что Напалков с самого начала отличался особым талантом, ­ размышляет Сергей Алексеевич. ­ Были и более талантливые ребята. Но двукратным чемпионом мира стал именно Напалков! Он превзошел всех в трудолюбии, интеллекте…

А главное, рядом с ним выросли многие прославленные горьковские прыгуны ­ трехкратный чемпион СССР Михаил Веретенников, член сборной Союза Владимир Фролов и другие. Сборная прыгунов нашей области ­ победитель двух Спартакиад народов СССР. Причем на одной из них Сахарнову помогал вести команду к победе заслуженный тренер РСФСР Константин Голубев ­ один из первых учеников Сергея Алексеевича. Сахарнов и в мирной жизни, как на фронте, трудился без отпусков.

Сегодня Сергей Алексеевич большие надежды связывает с современным комплексом трамплинов, который должен быть построен по инициативе губернатора Валерия Шанцева.

­ Но это еще не все, что необходимо для возрождения былых победных традиций, ­ уверен юбиляр. ­ Надо увеличить, вернее, восстановить число спортшкол в России. Чрезвычайно трудная ситуация сложилась и с набором мальчишек в такой вид спорта, как прыжки на лыжах с трамплина. Главная причина в том, что во многих общеобразовательных школах уроки физкультуры на лыжах не проводятся.

Как сказал мне накануне своего юбилея Сергей Алексеевич, только родственников за праздничным столом должно собраться 17 человек ­ дети, внуки, сестра…

К сожалению, не дожили до этого дня жена Милена Вячеславовна, преподававшая в сельхозакадемии, старший брат Василий ­ лауреат Ленинской и Государственной премий, до 96 лет работавший в знаменитом институте Патона…

Обещал приехать из Москвы Гарий Напалков. Какой без него юбилей тренера­патриарха!

Николай РЯЗАНОВ.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.