11_2012_5-1
29.05.2012

Страдает груша от парши

Парша груши изучена не столь детально, как яблони. У груши повреждаются плоды, листья и побеги (у яблони побеги не болеют). На пораженных плодах появляются характерные пятна и даже растрескивания, а это приводит к потере, в лучшем случае, внешней привлекательности, в худшем ­ товарной ценности. Кроме того, зараженные плоды обычно плохо хранятся, особенно зимних сортов, они подвержены гниению.

У парши яблони выделено, как минимум, шесть так называемых рас. Хотя этот термин не совсем корректен: расы парши ­ это подобие разных типов вируса гриппа у человека.

В селекции яблони на устойчивость к парше используются два различных подхода. Дело в том, что у некоторых мелкоплодных яблонь обнаружены гены устойчивости, а точнее, иммунитета к большинству рас парши. Скрещивая носителей таких генов с обычными сортами, можно передавать иммунитет по наследству. Такой тип устойчивости называется моногамным. Именно так были выведены многочисленные сорта яблони, устойчивые к определенным расам парши.

Наряду с сортами­носителями известных генов иммунитета есть немало сортов яблонь, не имеющих каких­либо «специализированных» генов, но тем не менее вполне устойчивых к парше. В этом случае устойчивость носит полигенный характер, то есть обусловлена взаимодействием разных генов сорта.

У груши, в отличие от яблони, определенные расы парши не выделены, поэтому чаще говорят о географических популяциях этой болезни. Сегодня известны дальневосточная и европейская популяции. Поскольку никаких определенных генов иммунитета к парше груши не выявлено, устойчивость ее носит полигенный характер.

Полигенная устойчивость, как правило, не бывает абсолютной. Она более высока в типичные по климату сезоны и допускает незначительные повреждения деревьев в неблагоприятные годы.

«Соревнование»
в устойчивости

Многолетние наблюдения в Мичуринском саду РГАУ­МСХА им. К. А. Тимирязева показали, что практически все сорта и гибриды груши, выведенные в 60 70 е гг. прошлого века, в течение почти 40 лет ежегодно демонстрировали высокую устойчивость к парше независимо от погодных условий.

Однако в последнее время в Мичуринском саду появилась (а может быть, была завезена с посадочным материалом, черенками) новая, очень агрессивная разновидность парши. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что сад расположен в черте мегаполиса, в неблагоприятной экологической среде.

Начиная с 2008 г. поражение паршой стало наблюдаться у многих сортов, которые раньше никогда не болели и считались абсолютно устойчивыми.

В 2009 г. была проведена очередная оценка устойчивости к парше сортов груши из коллекции Мичуринского сада. Как и следовало ожидать, наиболее высокая восприимчивость к заболеванию паршой (то есть низкая устойчивость) оказалась у старинных сортов народной селекции ­ Бессемянки, Тонковетки, Бергамота осеннего, Ильинки, Царской. Средний показатель поражения плодов у этих сортов превысил
4 балла по пятибалльной шкале. К этой же группе принадлежит известный сорт Лесная красавица, считающийся западноевропей­ским «эталоном» восприимчивости. Сильно были поражены и плоды сортов Осенняя Яковлева, Восход, Ленинакан­ская поздняя, Самарская поздняя, Детская и Память Жегалова.

Остановимся подробнее на последнем сорте. Память Жегалова ­ хорошо известный садоводам сорт, выведенный в Тимирязевке. В начале нынешнего столетия пятна парши в незначительном количестве появлялись на плодах этого сорта в Мичуринском саду только в особенно неблагоприятные сезоны. Затем за сравнительно короткий срок сорт стал одним из самых восприимчивых. В последние годы явные симптомы болезни появляются на его завязях уже в конце весны ­ начале лета.

Слабая устойчивость (3,6 4 балла) отмечена у сортов Елена, Январская, Россошанская красивая, Русская малгоржатка, Нарядная Ефимова, Лада. Среди этой группы стоит отметить популярный тимирязевский сорт Лада, который до 2008 г. паршой не болел. Устойчивость у него пропала практически одномоментно, и причем не только в Мичуринском саду. Очевидно, в средней полосе этот сорт себя исчерпал и требует замены.

Устойчивость ниже средней (3,1 3,5 балла) выявлена у сортов Лира, Румяная Кедрина, Мраморная, Сентябрьская, Светлянка, Москвичка. Как и в случае с Ладой, довольно неожиданным выглядит присутствие в этой группе сорта Москвичка, обладающего, казалось бы, хорошей наследственностью. Специалисты знают, что «в крови» сорта Москвичка есть гены высокоустойчивых видов ­ песчаной и, очевидно, уссурийской груши, поэтому предполагалось, что у этого сорта большой запас прочности. Однако теперь ясно: Москвичка тоже безвозвратно утратила былую устойчивость.

Среднюю устойчивость (2,6 3 балла) проявили сорта Белорусская поздняя, Велеса, Бере московская, Бергамот московский, Рогнеда, Бере зимняя Мичурина, Ника, Курземская маслянистая, Ириста. К сожалению, популярный сорт Велеса перестает быть устойчивым.

Устойчивость выше средней (2,1 2,5 балла) у сортов Отрадненская, Чижевская, Мурзатовская, Видная, Десертная россошанская, Орловская красавица, Чудесница, Яковлевская и др. В этой группе внимания заслуживает известный сорт Чижевская. Это «родная сестра» Лады. Но если Лада утратила устойчивость практически полностью, то Чижевская пока лишь частично.

Хорошую устойчивость (1,6 2 балла) показали сорта Гера, Северянка краснощекая, Орловская летняя, Брянская красавица, Свердловчанка, Верная, Есенинская, Скороспелка из Мичуринска, Бере желтая, Волшебница.

Очень хорошая устойчивость (средний балл поражения 1,1 1,5) характерна для сортов Коллективная, Памяти Яковлева, Самарская красавица, Красавица Черненко, Кармен.

И наконец, самыми устойчивыми, со средним баллом поражения подов не больше единицы, оказались сорта Космиче­ская, Августовская роса, Осенняя мечта, Самарянка, Соната, Конференция, Дочь Бланковой, Куйбышевская золотистая, Потаповская.

В процессе наблюдений было отмечено, что некоторые сорта, например, Отрадненская, Видная, Яковлевская, Чудесница, хотя и имеют явные пятна парши на плодах, типичный черный налет (спороношение) на них не образуется. Кожица плодов в местах воздействия возбудителя пробковеет, однако дальнейшего развития гриба не происходит. Привлекательность таких плодов, конечно, снижается, но хранятся они вполне нормально.

Как защититься
от «агрессора»?

Для этого необходимы комплексные меры, в первую очередь, использование устойчивых к болезни сортов и правильная агротехника. Сад должен хорошо проветриваться, кроны деревьев не должны быть сильно загущенными, нужно регулярно проводить обрезку. Важнейшее осеннее мероприятие ­ сбор и уничтожение опавших листьев. Возбудитель парши зимует в основном на опавших листьях, и весеннее заражение растения начинается именно с них.

Однако опавшие листья не единственный источник инфекции. Парша груши способна также зимовать на пораженных побегах. Ближе к осени на таких побегах хорошо заметны более темные пупырышки (вздутия). К весне эти вздутия вскрываются, а споры заражают молодые листья. Поэтому пораженные побеги нужно удалять или, по крайней мере, укорачивать, как минимум, наполовину.

В борьбе с паршой груши вряд ли удастся обойтись без применения фунгицидов ­ химиче­ских препаратов для подавления грибных болезней. Особенно они необходимы на сортах с очевидными достоинствами, но не отличающихся устойчивостью к парше (или утративших ее).

Бояться химии не нужно, но ее следует правильно использовать. Можно предложить такую схему защиты груши от парши.

Первая обработка: весной, до распускания почек, ­ классическое голубое опрыскивание деревьев и приствольных кругов бордоской жидкостью. Бордоскую жидкость лучше готовить из сухой бордоской смеси, которая продается в виде пакета с медным купоросом и пакета с известью в одной упаковке. Для приготовления концентрата на 10 л раствора берется 300­500 г купороса и столько же извести. К сухой смеси прилагается инструкция по приготовлению раствора. Голубое опрыскивание помогает и от других грибных болезней.

Вторая обработка: до цветения, во время выдвижения бутонов, ­ препаратами системного действия типа Скор, Хорус и т. п. Такие препараты недороги и вполне доступны.

Третья обработка: сразу после окончания цветения ­ тоже препаратом системного действия.

Четвертая обработка: через 2 недели после третьей ­ для летних и осенних сортов препаратом контактного действия (Хом,
3 %­ная бордоская жидкость и т. п.), для зимних сортов ­ препаратом системного действия.

Пятая обработка: в 1­й декаде августа ­ контактным препаратом (для зимних сортов груши).

Д. ТОНКИХ,

сотрудник РГАУ-МСХА
им. К. А. Тимирязева.

(«Приусадебное хозяйство».)