20_2012_16-1
Posted in Кругозор
21.05.2012

Честен и верен профессии

Каких кадров нет в его фототеке

Когда уже зрелым мастером он работал в газете “Земля нижегородская”, сколько раз на уборке картофеля с неизменным фотоаппаратом побывал, и не счесть. Но слаще той картошки, что спасала его с родней ­ малышней в 1941 году, за всю жизнь не едал.

Надо же было такому случиться ­ утром именно 22 июня 1941 года с самыми радужными планами приехал девятилетний Сёма из родного города Горького в Москву, к тете. Дядя в тот же день ушел в ополчение и погиб в боях под Москвой. А его жена с двумя детьми­малолетками и Сёмой попали в такой смертельный водоворот событий, из которого выбрались чудом.

Семену уехать домой, в Горький, не было ни малейшей возможности, билеты выдавались только через военную комендатуру. Чтобы уберечь детей от бомбежек, власть приняла решение эвакуировать их из Москвы. Вот только почему их поезд направили в Тульскую область, откуда наступали фашистские войска, даже тетя Люба, которая отправилась вместе с детьми, понять не могла.

Жили в сельской школе, спали на соломе. Помогали, как могли, колхозу, который их кормил. Прихватив железный дрючок, Семен не раз увязывался в лес с мужиками, которые, вооружившись охотничьими ружьями, отлавливали диверсантов. Двоих поймали.

Когда немцы стали приближаться к селу, тетя, собрав детей в дорогу, решила пробираться обратно домой. А уже через два дня всюду ­ и справа, и слева, и спереди, и сзади них ­ был враг.

­ Месяца два мы пробирались от деревни к деревне, ­ вспоминает Семен Евсеевич. ­ Где­то накормят, откуда­то погонят. Потом вышли на дорогу, ведущую к Серпухову. Я, как старший из детей, и вещи нес, и сестренку Аню помогал нести. В поле картофель искал ­ чем­то питаться надо же было. Каким­то чудом нам удалось перейти линию фронта. На попутке добрались до Москвы. А оттуда до Горького опять не доехать! И я решил убежать от тети, одному добираться до дома. Какими путями ­ долго рассказывать, но добрался. Впереди была целая война…

А когда она наконец закончилась, сладкой жизнь не стала. Для всех троих сыновей Лозинских, старшим из которых был Семен, нормой было носить штаны с заплатами. Родителям удалось скопить немного деньжат. Отец подержал их в руках и, подумав, протянул Семену: «Беги за своим «Зорким»!»

Тот едва поверил ушам своим: неужели сбывается его мечта, и у него будет такой же фотоаппарат, как у друга Славы Саляева?

Вот ведь как в жизни бывает: Владислав Михайлович Саляев, с которым Лозинский дружит по сей день, фактически проложил ему тропку в фотожурналистику. Вслед за ним Семен Евсеевич начал печататься в местной городской газете.

­ Первый снимок ­ о соревнованиях пожарных, опубликованный в “Горьковском рабочем”, воодушевил меня неимоверно, ­ вспоминает фотомастер. ­ А на следующем снимке, опубликованном в “Ленинской смене”, я запечатлел молодую колхозницу на уборке свеклы. К тому времени я уже проучился несколько лет в Горьковском инженерно­строительном институте. Но фотография все же перетянула, в итоге меня приняли в штат городской газеты…

Ездил в командировки не только по своей области, но и за ее пределы, в том числе в союзные республики. Около трех месяцев длилась в 1966 году командировка в Ташкент, где произошло разрушительное землетрясение. Восстанавливали столицу Узбекистана всей страной, свою лепту внесли и горьковчане. В своих репортажах Лозинский отмечал не только ударный труд земляков, но и упущения в организации работ, в снабжении качественной техникой. Не все факты в то время могли быть опубликованы, но критические сигналы журналиста в полном объеме были доведены редактором газеты до горкома партии и, как принято говорить, срочно были приняты необходимые меры.

Там, на шахте угольной…

Съездив однажды в командировку на север страны, Лозинский сердцем прикипел к этому краю. Да так, что, недолго раздумывая, решил в 1973 году ехать туда вместе с женой Валентиной на постоянную работу. И вот он уже фотокорреспондент газеты “Искра” Печорского угольного бассейна.

­ Целую смену порою не поднимался из шахты, добиваясь хорошего снимка, ­ рассказывает Семен Евсеевич. ­ Это было чрезвычайно сложным делом! Со вспышкой под землей категорически запрещалось снимать ­ мог произойти взрыв. Приходилось собирать в кружок шахтеров и с помощью света от фонариков на их рабочих касках приноравливаться. Некоторые угольные штреки высотой всего сантиметров восемьдесят, мне с моим немаленьким ростом приходилось ползать на коленях. Много раз довелось работать в лучшей в Союзе шахте “Воргашорская”, километрах в 60 от Воркуты. Там даже зимний сад был. Чтобы устроиться туда на работу, многим шахтерам, в том числе людям с высшим образованием, приходилось стоять в очереди по нескольку лет. Горжусь тем, что шахтеры приняли меня как своего, что для некоторых журналистов было делом весьма проблематичным…

Однажды Семен чуть не поссорился с руководством Воркутинского горкома КПСС. Дело ему поручили, казалось бы, самое обычное ­ создать фотогалерею шахтеров­передовиков. И пример был ­ прежняя галерея, где каждый передовик был представлен чисто выбритым, причесанным, в выходном костюме с галстуком. Но Лозинский вдруг заявил: “Я категорически отказываюсь делать такую же галерею! Передовики должны быть сфотографированы в шахте, на своем рабочем месте, не прилизанными, а со следами угольной пыли на лице”.

Жаркая дискуссия длилась долго, и все­таки партийное руководство приняло условия Семена. И что же? Потом любоваться созданной им фотогалереей водили гостей из Москвы, Сыктывкара и даже из­за границы. А партийные руководители крепко жали фотографу руку в знак благодарности.

А разве можно забыть командировки в тундру, к нефте­искателям и нефтедобытчикам.

­ На Севере пришлось поработать как следует, ­ говорит Семен Евсеевич. ­ Мы пожили бы там и дольше, но приболели родители, пришлось в 1976 году вернуться в Горький.

Обрел много друзей

В “Землю нижегородскую” Лозинский пришел в 1993 году по приглашению основателя газеты, ее многолетнего главного редактора Владимира Павловича Соболева.

­ Очень любил бывать в командировках в районах, селах области вместе с такими журналистами, как Светлана Бармина, Елена Беляева, Александр Райнич. Особенно пришлись по нраву северные районы, ­ делится со мной юбиляр. ­ И люди приветливые, и природа очень своеобразная. За годы работы в “Земле нижегородской” обрел много друзей среди аграриев, как руководителей, так и рядовых тружеников. Рад каждой новой встрече с ними…

Время работы Лозинского в “ЗН” пришлось на трудные для села и сельского хозяйства годы. В одной из командировок фотокорреспондент вместе с собкором газеты Светланой Барминой столкнулись с кричащим фактом: жители деревни пахали… на себе! Срочно в номер ­ и статья, и фото на первой странице. Выступил с острым комментарием и главный редактор. Владимир Павлович Соболев счел необходимым написать и вот эти строки: “Не оставит равнодушным этот кадр, запечатленный честным и верным профессии фотокорреспондентом С.  Е. Лозинским…”

Столь высокая оценка Владимиром Павловичем Соболевым труда фотокора дорогого стоит!

И в 80 лет Семен Евсеевич полон творческих планов. В частности, наработан большой материал для книги. Дело за малым ­ спонсорской помощью…

Николай РЯЗАНОВ.

Семен Евсеевич Лозинский ­ заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Лауреат премии Нижнего Новгорода, победитель и призер областных, всесоюзных и международных конкурсов.

В 2007 году ему присвоено звание “Легенда нижегородской журналистики”.